Флотилия РОПиТ на Азовье.
Стальной одновинтовой однопалубный двухмачтовый грузовой пароход «ЭЛЬБОРУС».
( Паровая шхуна типа «Аю-Даг»)
Эльборус.png
В 1898 году построен на заводе «Howaldtswerke». Kiel. Германия. Стр. № 342. Хозяин рус. РОПиТ. Цена 169718 руб. 12 июня спущен на воду и 12 июля принят от фирмы строителя. 7 августа 1897 года пришел на Черное море, приписка коммерческий порт Oдесса. № 971. Эксплуатировался преимущественно на азовской, крымско-кавказской, крымско-азовской, азово-кавказской и эпизодически на николаевской линии.
В 1904 году приписан под № 364 к Одесскому торговому порту.
Во время русско-японскоцй войны совершал регулярные рейсы по крымско-кавказской грузовой линии. 20-24 сентября 1904 года участвовал в маневрах Военного ведомства с высадкой десанта у Ореанды.
3 апреля 1914 года в густом тумане столкнулся у мыса Тарханкут с пароходом П.П.Регира «Малороссия» и получил повреждения. Капитально отремонтирован в Одессе.
После начала первой мировой войны продолжал работать на Азово-кавказской торговой линии.
В ходе 1 МВ, в начале декабря 1914 г. взят по военно-судовой повинности и 15.12. после оборудования как тщ. в ЧФ.С 15.12.1914 г. в 1 отделении морской партии траления ЧФ.
С 10.03.1915 г. по классификации как п / х.- тщ.11.01.1916 г. перечислен в м.з. С 15.10. как сет. заградитель. В 10.1916 г. с сет. заградителем «АЮ-ДАГ» ставили сети у Констанцы. В середине декабря 1916 г. с ним же ставили 2 4-х мильных сетевых заграждения у устья р. Дунай.
В начале 1917 года получил дополнительно два японских 120-мм орудия.
20.05.1917 г. получил название «ЧОРОХ». К 12.1917 г. был в Керчи.06.01.1918 г. экипаж с экипажами тщ.6 дивизиона Бригады траления помог взять тут Сов.власть.17.05.взят тут немцами. В середине июля 1918 г. сдан как «ЭЛЬБОРУС» РОПиТ и ушел в Одессу - там под укр. контролем. С 27.11.1918 г. контроль англо-франц. интервентов. В конце 03.1919 г. ушел в Крым и затем в Новороссийск - тут к концу 04.1919 г. в резерве МСЮР.Нач.09.1919 г. снова сдан РОПиТ и ушел в Одессу став там в ремонт на его заводе.
08.02.1920 г. взят красными на з-де. и после национализации подчинен Черно.мор. трану НКПС также в ремонте. По приказу Ко.мор. си.Юго-Зап. фронта от 22.03.1920 г. в местном Об. Воде.начали готовить к мобилизации - не осуществлено. После ремонта, с нач.06.1921 г. у Черно. Аз.мор. трана НКПС.С 17.03.1922 г. в подчинении Черноморо-Азовского округа мор.сообщений НКПС. С 13.06.1922 г. в Черноморо-Азовском гос.мор.пароходстве Центрального правления Гос.торг.флота. Стоимость на 1923 г.62950 руб.
17.03.1923 г. ушел в рейс из Одессы в Стамбул. В том году 2 рейсами на Азовской линии увез 55780 пуд. груза и 14 пассажиров,1 на Крымской 18000 пуд. и 2 на Кавказской с 106965 пуд. груза и 107 пассажирами. С 18.07. 1924 г.в АО «Сов. торг.флот»-ЧАГК.Приписка Одесса. № 17.Оценка на 1927 г. 192120 руб. С 13.01.1927 г. у АО «Сов.торг.флот»-ЧГК.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01. 1930 г., в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор.Трана НКПС по балансу на 01.01.(опубликовано 01.03.1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор. транспорта. С 30.01.1931 г. подчинен Нар.ком. вод., войдя в состав Черноморского управления «Сов.торг.флот».
По приказу Нар.ком.вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. вошел в Черноморское управление ВО «Мор.флот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03. 1934 г. подчинен Цу.мор.флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03.1934 г. вошел в Черноморское гос.мор. пароходство.
К 01.01.1939 г. у Черноморского гос. сухогрузного пароходства.09.04.1939 г. в его составе подчинен НКМФ.
Вскоре после нач. ВОВ, с 06.07. 1941 г. вошел в Черноморско-Азовское бассейновое управление. Затем на воен. и хоз. перевозках в регионе.
С нач.01.1942 г. перевозил войска и грузы 44 армии в Крым из Туапсе в Керченско-Феодосийском десанте (расчет - 600 людей и 100 лошадей). 19.04. 1942 г. легко поврежден при налете герм.авиации на Новороссийск.
В 11.20. 02.07.1942 г. на рейде Анапы, в точке 44°54',3 с.ш./ 37°18',5 в.д. попал под налет 77 герм.бомб. JU 88 группы I / KG -76 и HЕ 111 группы I / KG100.Затонул от попадания 2 авиабомб. Погибло 5 чел.
Остатки в 1965 года подняты АСС ЧФ и после сдачи на слом разобраны на металл.
верфь 1767 т. / 975,48 брт. / 728,37 нрт. – к 1904 г. 970,13 брт. / 545,77 нрт. 67,1 - 10,64 - 1,6 / 3,12 м. (220,7 - 35 - 5,25 / 10,25 фут.).1 ВТР 120 нлс. / 750 л.с. 9,5 - к 1923 г. 8 узл. 22 чел. 3 пассажира 2 класса. В 1 МВ 2 75-мм. 80 мин.
1926 г. 1321 двт. / 970,13 брт. / 1000 грт. / 545,77 нрт. 67,27 - 10,67 - 2,13 / 3,65 м. (220,7 - 35 - 7 / 12 фут.).1 ВТР 750 л.с. 7 узл. 110 т. угля. 1740 миль.
1931 г. 970 брт. / 546 нрт. 67,26 - 10,67 - 2,1 / 3,73 м. 1 ВТР 750 л.с. 7 узл. 108 т. угля.
1938 г. 970 брт. / 1082 грт. / 546 нрт. 67,29 / 69,66 - 10,66 - 2,1 / 3,63 м. 1 ВТР 750 л.с. 7 узл. 108 т. угля. К 04.1942 г. l 45-мм.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.