И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#1481 evgeni » 01.09.2017, 21:00

Уважаемая ksenia! Большое спасибо за фото!
Это очень интересная страница в истории Азовского судоремонтного завода.
Мы практически ее еще не касались на форуме. Даже в плане судоремонта. А тут фото, отображающее период судостроения, да еще большого.
В начале тридцатых годов на судостроительном заводе имени 61 коммунара, (г.Николаев) была заложена серия теплоходов Тип "Цюрупа".

Силуэт грузового теплохода типа ''Цюрупа''
chapayev_ld.jpg

Водоизмещение 4740 т. Размерения 86.65 х 12.1 х 6.2 м. ГЭУ дизельная, 1200 л.с. Скорость 10.26 узла.
Серия состояла из десяти теплоходов:
«Цюрупа», «Скворцов-Степанов», «Анри Барбюс», «Чапаев», «Ногин», «Ульянов», «Пугачев», «Лепсе», «Тимирязев», «Разин».
В Николаеве строились корпуса и достраивалась часть теплоходов.
на ССЗ им 61 коммунара-1941 или 1942г.jpg

Дальнейшая достройка остальных велась еще на трех заводах: на Херсонском ССЗ им. Коминтерна, в Севастополе на СРЗ и на Мариупольском СРЗ.
Три корпуса были отбуксированы в Мариуполь на СРЗ. Для чисто судоремонтного завода это была задача не из легких. Катастрофически не хватало опытных специалистов, материалов, комплектующих. В итоге перед войной два теплохода были достроены и сданы представителю заказчика. А третий, увы. Достроить не смогли.
Мой дед работал на СРЗ столяром – краснодеревщиком. Принимал активное участие в процессе достройки. Теплоходы строились для ВМ флота. Приемку осуществляли представители Черноморского флота. Одним из них был родной брат моего деда – Александр. Он с семьей был специально командирован из Севастополя для приемки работ. Дед рассказывал, что, не смотря на кровное родство работу, брат принимал очень строго, можно сказать с придирками. Время было такое. За любую оплошность можно было загреметь на…!
Кроме капитанской каюты на теплоходах были еще командирские. Отделывались они ценными породами дерева тис, граб, бакаут, тик. В каютах было несколько сейфов с замками сложной секретности. Сейфы монтировали военные специалисты. Затем они облицовывались деревом по специальной скрытой технологии. Обнаружить их постороннему было практически невозможно.
Сейфы видимо предназначались для перевозки денег и ценных государственных документов.
В каютах была мебель ручной работы из ценных пород дерева и кожи. Всю эту информацию дед держал в тайне и рассказал ее в шестидесятых, когда срок подписки о неразглашении уже прошел.
В гавани СРЗ.jpg

На фото левый теплоход видимо «ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ».
Полная вместимость 2690 брт. Вооружение: 2 х 45-мм.
В «ПР» от 15 августа 2012 г. Александр Бондаренко подготовил «Биографическую хронику Николая Бояренко». В ней он пишет:
…«Правительство приняло меры к форсированию строительства торговых судов, но один только Николаевский судостроительный завод выполнить эту задачу не мог. Поэтому в Николаеве только клепали корпуса, а судоремзаводы Одессы и Мариуполя должны были достраивать суда своими силами. Нашему заводу привели на буксире три коробки: «Чапаев», «Ульянов» и «Пугачев», а позднее – коробку дизель-электрохода «Труд».
…В первом квартале1940 года были закончены все работы по теплоходу, и 17 апреля «Чапаев»
вышел в море на ходовые испытания, получив разрешение регистра СССР. Первый курс был проложен до Бердянска, где простояли сутки, проверяя механизмы, а затем пошли на Керчь.
…В начале мая мы вышли на государственные испытания в Черное море и взяли курс на Одессу.»
Всем трем теплоходам предстояло пройти суровые испытания и геройски погибнуть в годы войны!

«ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ».
Наибольшая длина – 86,65 м
Наибольшая ширина – 12,1 м
Водоизмещение – 4740 т
Грузоподъемность – 3000 т
Двигатель – дизель
Мощность – 1200 лс
Скорость – 10,26 узла
Дальность плавания – 1300 миль
Команда – 25 человек
С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Дата и место гибели — 23.03.42, в 40 милях от Херсонесского м-ка, 43°45' с.ш., 33°25' в.д. Следовал из Поти с грузами и людьми в сопровождении ЭМ «Шаумян». На подходе к Севастополю был атакован самолетом-торпедоносцем. Торпеда попала в корму. Погибло 102 чел., в том числе помполит И. И. Сокальский, руководивший эвакуацией бойцов с тонущего теплохода.

«АЛЕКСАНДР УЛЬЯНОВ»
Водоизмещение 4740 т. Размерения 86.65 х 12.1 х 6.2 м. ГЭУ дизельная, 1200 л.с. Скорость 10.26 узла. Полная вместимость 2150 брт. Заложен в 1933 г. (з-д им. 61 коммунара, Николаев), в 1936 г. законсервирован, достроен в 1940 г. и вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. С 27.07.1841 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Капитан — П. И. Степанов. Дата и место гибели — 23.02.43, порт Туапсе.
в Туапсе.jpg

Стоял в порту Туапсе под выгрузкой боеприпасов.
ВОВ Туапсе Взрыв на Ульянове у пирса.jpg

Затонул от попадания авиабомбы. Погибло 52 чел. — члены экипажа и портовые рабочие.

Памятник погибшим морякам от бомбежки на причале 23 февраля 1943 года. Туапсе. Май 1986 года.
памтник Ульяновцам.jpg


"Пугачев"
Недостроенное грузовое судно. С 27.07. по 15.08.1941 г. числилось в составе ЧФ. Водоизмещение: 2150 брт.
30 сентября 1941 года недостроенный транспорт "Пугачев", груженный зерном, на буксире танкера "Вайян Кутюрье" (по другим данным, рефрижератора "Кубань") переводился из Керчи в Новороссийск. В 19 ч. 30 м.
к югу от Керченского полуострова транспорт был потоплен авиацией противника в точке 44°51'N 36°06'E.
Команда была полностью спасена.
По данным гидролокации координаты судна 44°51'N 36°08'E.
Глубина 75 метров.
Возвышение над грунтом 14 метров.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni В сети
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1387
Темы: 4
С нами: 6 лет 8 месяцев

#1482 Ayvengo » 02.09.2017, 08:32

evgeni писал(а):Уважаемая ksenia! Большое спасибо за фото!
Это очень интересная страница в истории Азовского судоремонтного завода.

История трёх кораблей коротка и трагична.Спасибо,уважаемый evgeni, за подробности! :Bravo: Личные воспоминания участников достройки особенно впечатлили.
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" (c) Post
Ayvengo
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 47 (+47/−0)
Лояльность: 2 (+2/−0)
Сообщения: 2250
Темы: 3
С нами: 6 лет 10 месяцев

#1483 evgeni » 02.09.2017, 10:31

Надо сказать, что еще один теплоход из этой серии после долгих мытарств работал в составе АМП и регулярно заходил в Нашу Гавань.
тпх Степной у Северного мола.jpg

« СТЕПАН РАЗИН»
Полная вместимость 2150 брт.
-stepnoj-.jpg

Грузовой теплоход. Заложен на з-де им. 61 коммунара в Николаеве.Достраивался на Херсонском ССЗ им Коминтерна. На начало Великой Отечественной войны находился в недостроенном состоянии. С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Захвачен германскими войсками при отступлении Красной Армии. Спущен ими на воду, переименован в "Alarich". Переведен в Одессу, а оттуда - в Брэилу (Румыния), где 27.08.1944 г. был затоплен. Поднят в мае 1945 г., возвращен СССР и достроен на Керченсом ССЗ под названием СТЕПНОЙ.
Степной22.JPG

Под наименованием "Степной" находился в эксплуатации в АМП до в 1971 г.
stepnoj в порту.jpg

После вывода из эксплуатации долго стоял на Северном молу г. Жданова рядом с БТО. Был в кадре фильма (стоящем в доке) "Большая семья".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni В сети
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1387
Темы: 4
С нами: 6 лет 8 месяцев

#1484 AR88 » 02.09.2017, 10:45

Помню т\х "Степной" стоящим у Северного мола, возле плавмастерских. Если не ошибаюсь на том месте в качестве плавучего склада он дожил до 90-х годов.
AR88
Репутация: 19 (+19/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 489
С нами: 5 лет

#1485 AR88 » 02.09.2017, 10:46

Очень хорошие фото и не менее интересный рассказ. Спасибо.
Последний раз редактировалось AR88 02.09.2017, 12:41, всего редактировалось 1 раз.
AR88
Репутация: 19 (+19/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 489
С нами: 5 лет

#1486 ksenia » 02.09.2017, 11:44

evgeni писал(а):Уважаемая ksenia! Большое спасибо за фото!
Это очень интересная страница в истории Азовского судоремонтного завода.
Мы практически ее еще не касались на форуме. Даже в плане судоремонта. А тут фото, отображающее период судостроения, да еще большого.
Уважаемый evgeni, спасибо за подробный и познавательный рассказ. :good: :Rose: :Rose:
ksenia
Репутация: 112 (+112/−0)
Лояльность: 1 (+1/−0)
Сообщения: 983
Темы: 6
С нами: 2 года 3 месяца

#1487 evgeni » 08.09.2017, 19:46

Один теплоход типа ''Цюрупа'' - «ЛЕПСЕ» дожил до наших дней.
Так он выглядел несколько лет назад.
nerpa.jpg

Ничего общего со своими собратьями по серии. А судьба у него очень необычная.
Грузовой теплоход «ЛЕПСЕ». Судно было названо в память участника трёх русских революций рабочего Ивана Лепсе. Заложен в 1933 г. (з-д им. 61 коммунара, Николаев), в 1936 г. законсервирован. Достроен в 1939 - 1941 гг. на Херсонском ССЗ им. Коминтерна.
lepse.jpg

С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. 12.10.1942 г. Во время эвакуации Камыш-Бурунского судостроительно-судоремонтного завода и специалистов на кавказское побережье, в Туапсе, Поти, выброшен штормом на прибрежную отмель. Потом был затоплен по приказу командования в 1942 году вместе с бывшим учебным крейсером «Коминтерн» в р-не Поти в устье р. Хопи для создания волнолома. После войны поднят силами Потийского аварийно-спасательного отряда ЧФ. Но на этом эпопея этого замечательного в истории завода судна не закончилась. О нем вспомнили к концу 50-х годов, отвели в Ленинград, капитально отремонтировали на Адмиралтейском заводе и ввели в строй уже как уникальное судно, плавучую базу перезарядки атомных реакторов и хранения радиоактивных отходов при обслуживании первого в мире атомного ледокола «Ленин».
К концу 2016 года судно разделано на несколько частей. Относительно чистые надстройки, машинное отделение и носовая часть судна утилизированы. Отсек с радиоактивными отходами заключён в капсулу и подготовлен к длительному хранению на берегу.
lepse_5.jpg

Отсек с отработавшим топливом готовится к выгрузке топлива, для чего строится береговая инфраструктура. Предполагается её готовность к 2018 году. Все работы по утилизации «Лепсе» планируется завершить к 2020 году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni В сети
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1387
Темы: 4
С нами: 6 лет 8 месяцев

#1488 evgeni » 11.09.2017, 08:26

«Под Керченским мостом прошло первое судно, которое обслуживалось в Мариупольском порту
17:31, 7 сентября
COPAN.jpg

Судну «Копан», который вышел из Мариупольского порта, пришлось претерпеть изменения, чтобы пройти под пролетом, так называемого Керченского моста. При этом именно это судно стало первым, которое прошло под мостом.
Об этом сообщили в пресс-службе Мариупольского морского порта.
Загрузившись в Мариупольском порту 14,5 тысячами тонн чугуна, судно направилось в Италию.
В пресс-службе отметили, что, зная о габаритных ограничениях при проходе через Керченский пролив в связи со строительством моста, судовладельцы укоротили мачту «Копана», что позволило ему благополучно пройти под сооружением….»
А следом пошли в порт балкеры.
«FEDERAL OSHIMA»
FEDERAL_OSHIMA (1).jpg

Bulk Carrier
IMO: 9200330
MMSI: 538006783
Позывной: V7RG2
Флаг: Marshall Is [MH]
AIS Тип судна: Cargo
Валовая вместимость: 20659
Дедвейт: 36563 t
Наибольшая длина судна x Наибольшая ширина: 199.99m × 23.76m
Год постройки: 1999

«SIDER LUCK»
SIDER_LUCK.jpg

Bulk Carrier
IMO: 9495595
MMSI: 248091000
Call Sign: 9HA4511
Flag: Malta [MT]
AIS Vessel Type: Cargo
Gross Tonnage: 15561
Deadweight: 25056 t
Length Overall x Breadth Extreme: 157.2m × 26.8m
Year Built: 2012

Метинвестовский «ESRA C»
ESRA_C (1).jpg

Bulk Carrier
IMO: 9379662
MMSI: 374574000
Позывной: 3EAJ
Флаг: Panama [PA]
AIS Тип судна: Cargo
Валовая вместимость: 19825
Дедвейт: 31890 t
Наибольшая длина судна x Наибольшая ширина: 175.53m × 29.4m
Год постройки: 2008

"ЛЕД ТРОНУЛСЯ"!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni В сети
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1387
Темы: 4
С нами: 6 лет 8 месяцев

#1489 evgeni » 13.09.2017, 19:30

Намедни буксиры «Портовик» и «Александр Яковенко» ставили к четвертому причалу Хлебной гавани балкер: «NAVIN HAWK» (ех «Satigny»).
к 4 причалу.png

IMO: 9522738
Флаг: Marshall Is [MH]
MMSI: 249601000
Callsign: V7LK6
Vessel type: Bulk Carrier
Gross tonnage: 5,087 tons
Summer DWT: 7,300 tons
Length: 113 m
Beam: 17 m
Draught: 7.3 m
Home port: MAJURO
Class society: Bureau Veritas
Build year: 2009
NAVIN HAWK.JPG

Сейчас грузится на четвертом.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni В сети
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1387
Темы: 4
С нами: 6 лет 8 месяцев

#1490 evgeni » 18.09.2017, 20:07

200-метровый балкер "Federal Elbe" под флагом Маршалловых островов отвез партию метинвестовского чавуна в США.
FEDERAL ELBE.jpg


16 августа он еще разгружался в одном из крупнейших портов страны Новом Орлеане, а 17 августа заходил в Плакьюминс. И вот он снова стоит на внешнем Мариупольском рейде. Пришел за следующей партией. Общий объем поставок мариупольского чавуна в порты США с начала этого года приближается к отметке 1 млн. тонн!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni В сети
Аватара
Репутация: 38 (+38/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1387
Темы: 4
С нами: 6 лет 8 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: evgeni и 8 гостей