Как только случалась война весь флот подлежал мобилизации и переоборудовался на суд.заводах в венный. И грязеотвозные шаланды, которых на Азовье было великое множество, тоже становились канонерками, десантными шхунами, сторожевиками, тральщиками…
А люди на этих утлых суденышках совершали чудеса мужества и отваги.
Когда закончилось строительство Суэцкого канала, азовский купец Феофани купил три практически новые грязеотвозные шаланды и переоборудовал их в шхуны для перевозки разных грузов. И бегали они по Азовскому морю до Керчи и далее, пока не пришло лихолетье.
В первую мировую и в гражданскую отмечены они в десантных операциях и при эвакуации техники и воинского состава.
Бельбек( ех Афанасий Феофани) 1892-1955 - числился в составе Азовского пароходства.
Небольшая цитата из книги 1941 г. изд.: «В 1869 (?? - так в тексте) после окончания работ по прорытию Суэцкого канала землечерпательные снаряды и грязеотвозные шаланды были проданы администрацией канала. Ростовский судовладелец Х.А.Феофани купил 3 грязеотвозных шаланды, переделал их в грузовые шхуны и назвал их ХРИСИ, ХАРЛАМПИЙ и АФАНАСИЙ ФЕОФАНИ. Они занимались рейдовыми перевозками (перевозили зерно из Ростова и др. портов на Таганрогский рейд). Список 1926: АФАНАСИЙ ФЕОФАНИ постр. в 1899 в Англии». «Тоже любопытный момент. Встречаются данные, что эти три шхуны были в прошлом канальными грязнухами, но в регистровых списках появяются только в 1904 г. Причем известно, что первые две переделывались в пароходы в Греции, а "Афанасий" в Порт-Саиде. Понятно, что канал открыли в 1869 г. и был повод сразу продать ненужные плавсредства, но чтобы Феофани их взялся перестраивать спустя почти сорок лет?»
«20 апреля 1918 г во время выступления казаков против большевиков в Ростове казакам удалось занять Ростовский порт. В порту казаки захватили п/х "Киев",
тщ "Феофани", лед. "Фаногория" и катер "Татарин". После ликвидации большевиками этого выступления катер "Татарин" ушел в сторону Таганрога и бывшие на нем люди присоединились к отряду полк. Дроздовского. Тральщик "Феофания" ушел в "Мертвый Донец" (люди с него так же как и с "Татарина" ушли на соединение с Добр. Армией). Журнал "Родимый край" (Париж) 1969 № 80-81»
egurcha.jpg
Паровая шаланда ''Егурча'' (тральщик ''Т-497'')
Т-497 (с 16.04.1920 г. по январь 1922 г. "Красная Звезда", до 29.06.1941 г. "Егурча")
Водоизмещение 1080 т. Размерения 59.2 х 10 х 1.8 м. ПМ 400 л.с. Скорость 6 узлов, дальность 650 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда. Дата постройки не установлена. Мобилизован 18.03.1920 г., вооружен и включен в состав Доно-Азовской флотилии в качестве вооруженного парохода. 8.05.1920 г. переведен в состав Азовской флотилии и переклассифицирован в канонерскую лодку. Участвовал в высадке десантов у ст. Приморско-Ахтарская в августе 1920 г., боях у косы Обиточная в сентябре 1920 г. 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного Моря. 18.12.1921 г. возвращен Главоду. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 7.07.1941 г вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №56. Погиб 2.11.1941 г. в Цемесской бухте от подрыва на мине.
don.jpg
Водоизмещение 840 т. Размерения 51.4 х 9.6 х 4 м. ГЭУ котломашинная, 640 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 1100 миль. Вооружение: 2 х 130 мм, 2 х 45 мм, 1 х 12.7 мм и 4 х 7.62 пулемета. Экипаж 69 чел.
Бывшие грунтовозные шаланды Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД. Построены в Германии (Unterweser Shiffbau Ges. AG, Веземюнде)
1. БУГ
Заложен 19.07.1927 г., спущен в конце 1927 г., вст. в строй в декабре 1927 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 13.08.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Дунайской флотилии. С 13.10.1941 г. входил в состав Азовской флотилии ЧФ. 23.08.1942 г. взорван экипажем в Темрюке ввиду невозможности прорыва в Черное море. В начале 1945 г. поднят АСС ЧФ и 26.06.1945 г. возвращен Азовтехфлоту. В 1946 г. восстановлен в Таганроге и вновь введен в строй. Находился в эксплуатации до середины 1960-х гг.
2. ДНЕСТР
Заложен 28.07.1927 г., спущен в декабре 1927 г., вст. в строй 5.01.1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 13.08.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Дунайской флотилии. С 13.10.1941 г. входил в состав Азовской флотилии ЧФ. 14.08.1942 г. погиб в Темрюке от попадания авиабомбы противника.
3. РИОН
Заложен 15.08.1927 г., спущен в ноябре 1927 г., вст. в строй в январе 1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 19.09.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Азовской флотилии ЧФ. 14.11.1941 г. тяжело поврежден авиабомбой противника и выбросился на берег на вост. побережье Керченского пролива. 11.05.1942 г. окончательно выведен из строя бомбардировочной авиацией противника. Исключен из списков ВМФ 27.08.1942 г. После войны поднят АСС ЧФ и отведен в Таганрог. В 1947 г. восстановлен на Таганрогском судоремонтном заводе с заменой машины на два дизеля. Находился в эксплуатации ок. 20 лет.
4. КУБАНЬ
Вооружение с 1943 г.: 2 х 130 мм, 3 х 45 мм, 2 х 37 мм, 1 х 12.7 мм и 4 х 7.62 мм пулемета. Заложен 13.01.1928 г., спущен в апреле 1928 г., вст. в строй в конце 1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 25.06.1943 г. переклассифицирован в канонерскую лодку. 22.09.1944 г. возвращен Азовтехфлоту и 24.09.1944 г. исключен из списков ВМФ. Выведен из эксплуатации в 1960-х годах и сдан на слом.
5. ДОН
Заложен 17.11.1927 г., спущен в январе 1928 г., вст. в строй в марте 1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 19.09.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции 25.12.1941 - 2.01.1942 г. 24.08.1942 г. взорван экипажем в Темрюке ввиду невозможности прорыва в Черное море. В начале 1945 г. поднят АСС ЧФ и 26.06.1945 г. возвращен Азовтехфлоту. В 1946 г.восстановлен в Таганроге и вновь введен в строй. Выведен из эксплуатации в середине 1960-х гг.
don_bug.jpg
Я помню эти шаланды. Вечно заляпанные грязью они шустро сновали по порту, отвозя грунт с землечерпалки "Карл Маркс". Я и подозревать не мог, что эти грязнули имеют славную боевую историю!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.