И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#91 evgeni » 15.05.2012, 20:55

А вот еще одна паровая шхуна - Хоста. Числилась в составе АМП до 1955 года.

пароход Хоста в Новороссийском порту 1933 г..jpg


Бывший грузовой пароход (паровая шхуна). Построен в 1910 г. Прошел капитальный ремонт в 1933 г. 22.06.1941 г. мобилизован, принят от АГМП НКМФ, переоборудован в ТЩ и 5.07.1941 г. включен в состав ЧФ. Имел бортовой № 62. 21.06.1944 г. переоборудован в ЭМТЩ.

Т-489 (до 15.10.1916 г. "Георгий", до 15.09.1918 г. "Т-261", до марта 1921 г. "Георгий", до июня 1921 г. "Т-15", до 17.03.1922 г. "Георгий", до 29.06.1941 г. "Хоста", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-489")
Водоизмещение 1441 т. Размерения 64 х 9.6 х 3.2 м. ПМ 400 л.с. Скорость 7.5 узла, дальность 780 миль. Вооружение: 4 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм (до 1943 г. 1 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета, до 1944 г. 3 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета), тралы Шульца, змейковый, электромагнитный. Экипаж 40 чел.
Бывшая паровая шхуна. Спущен в 1906 г., вст. в строй в 1910 г. Мобилизован 15.10.1916 г., переоборудован в тральщик и включен в состав ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими окукупантами. В 1919 - 1920 гг. входил в состав белогвардейского флота в качестве транспорта. Захвачен частями Красной Армии 14.11.1920 г. и 23.11.1920 г. включен в состав Морских сил Черного моря в качестве тральщика. 5.12.1921 г. передан Наркомату путей сообщения. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 5.07.1941 г. вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №62. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. С 21.08.1946 г. входил в состав Азовского пароходства.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#92 evgeni » 17.05.2012, 11:14

А вот пароход, тезка нашего города.

pobeda.jpg


Пароход "Победа" (сторожевой корабль "Мариуполь")


МАРИУПОЛЬ (до 17.03.1922 г. "Победа")
Полная вместимость 256 брт. Размерения 55.4 х 6.4 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная, 700 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: 3 х 45 мм, 3 х 12.7 мм пулемета.
Бывший колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1905 г. Мобилизован 22.07.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль-тральщик и зачислен в состав Азовской флотилии. Участвовал в обороне Таганрога. 7.10.1942 г. переформирован в транспорт, а 13.04.1944 г. - в самоходную плавбазу и перечислен в состав Дунайской флотилии.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#93 Роман » 18.05.2012, 14:33

evgeni писал(а):А вот пароход, тезка нашего города.

pobeda.jpg


Пароход "Победа" (сторожевой корабль "Мариуполь")


МАРИУПОЛЬ (до 17.03.1922 г. "Победа")
Полная вместимость 256 брт. Размерения 55.4 х 6.4 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная, 700 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: 3 х 45 мм, 3 х 12.7 мм пулемета.
Бывший колесный товаро-пассажирский пароход. Построен в 1905 г. Мобилизован 22.07.1941 г., переоборудован в сторожевой корабль-тральщик и зачислен в состав Азовской флотилии. Участвовал в обороне Таганрога. 7.10.1942 г. переформирован в транспорт, а 13.04.1944 г. - в самоходную плавбазу и перечислен в состав Дунайской флотилии.
Дополню: на СКТЩ "Мариуполь" держал свой флаг командующий АВФ А.П.Александров. По радиосвязи осуществлялось боевое управление и связь с кораблями флотилии. Именно на нём штаб АВФ эвакуировался из Мариуполя 7 октября 1941г.в Ейск ,потом в Темрюк, потом в район Анапы, потом в Новороссийск.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#94 evgeni » 19.05.2012, 09:18

Уважаемый Роман!
Я думаю, когда мы перечислим все корабли "Нашей гавани", мы поименно помянем всех судоводителей, матросов, механиков, мотористов и весь плавсостав наших кораблей.Среди них есть легендарные личности.Все они заслуживают доброго слова в свой адрес.И доброй памяти.

В составе азовского пароходства числится: п/х Чатыр-Даг 1929-1942

пх -ЧАТЫРДАГ-.JPG



Теплоход
«ЧАТЫРДАГ», груз, п/х, 901 брт, АГМП. Капитан - П. Я. Исаченко. Дата и место гибели — 09.01.42, Феодосийский зал. После выгрузки в порту Феодосия воинского подразделения вышел в обратный рейс на Новороссийск. В районе маяка был атакован 10 бомбардировщиками. В судно попали 3 бомбы. Часть команды спаслась в единственной сохранившейся шлюпке. Остальные члены экипажа были подобраны из воды портовыми средствами. Сведений о погибших нет.


Полная вместимость 901 брт. Размерения 67.05 х 10.42 х 3.30 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 700 л.с.
Грузовой пароход. Построен в 1896 г. ("Hawthorn, Leslie & Co", Ньюкасл, Великобритания) для РОПиТ. Во время Первой мировой войны призван по военно-судовой повинности и 23.05.1916 г. вошел в состав Дунайской флотилии в качестве транспорта. В 1918 г. захвачен германскими войсками, затем перешел под контроль белогвардейцев. 7.02.1920 г. захвачен в Одессе частями Красной Армии. С 1922 г. входил в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства, с 1924 г. - Черноморско-Азовской главной конторы совторгфлота, с 1926 г. - ЧГК Совторгфлота, с 1934 г. - Черноморского государственного морского пароходства. С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции в Феодосийском заливе в р-не маяка. 17.02.1954 г. поднят АСС ЧФ и вскоре разделан на металл.

Подьем -ЧАТЫРДАГ.JPG

Подъем АСС партией корабля "Чатырдаг".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#95 Katerinka » 20.05.2012, 02:02

Ну тогда нужно вспомнить и "Раскат"...
Интересно, он еще существует?
Мой дядя работал там с его основания...
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#96 evgeni » 20.05.2012, 21:16

Уважаемая Каterinka. Вы имели в виду, наверное, приводную станцию Раскат.
К ней мы еще вернемся. У портовских средств навигации тоже интересная и давняя история.
А на флоте под Раскатами подразумевают портовые буксиры этой серии.
В Мариупольском порту трудились два из этой серии: Енисеец и Мурманец.
Енисеец трудится и сегодня. В этом году у него юбилей – шестьдесят.
Вот он на фото и его капитан В.Г.Кавура.

Енисеец.jpg



В 1974 году В.Ковура перешел на старейшее судно портофлота – буксир «Енисеец» мотористом-матросом.
С тех пор РБТ «Енисеец» стал для Владимира Георгиевича вторым домом. С 1976 по февраль 1985 года он нес службу в должности сменного помощника капитана-сменного механика, а с 1985 года и по сегодняшний день – бессменный капитан «Енисейца».

Раскат 1.jpg

Раскат
Информация о судне
Тип: РБТ
Проект: 378
Место постройки: Красноярский ССЗ (им. Побежимова) • Красноярск
Построено: 1960
Текущее состояние: работает
Регистрационные данные
Наименование: Раскат
Порт приписки: Касимов
Владелец: ОАО Московское речное пароходство
Регистровый №: 74134 (РРР)

В порту сейчас много новых буксиров, но лучше Раскатов со швартовкой справится, вряд ли какой сможет.
Говорят эту серию специально спроектировали в военно-морском СКБ для швартовки громадных линкоров.
Два таких «малыша» могли запросто пришвартовать громадный корабль в сложных погодных условиях.
Потом их стали выпускать для гражданских портов.

Енисеец в Мариупольском порту.jpg

А вот Енисеец на фото Владимира Князя этой весной.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#97 evgeni » 20.05.2012, 22:10

Прародителем регулярного грузопассажирского сообщения на Азове следует считать пароход
«Наследник».
«Следует отметить, что 4 августа 1833 г. из Николаева в Одессу прибыл вновь построенный второй "одесский пароход" - "Наследник", о котором еще в октябре 1831 г. А. И. Левшин мрачно писал М. С. Воронцову, что "назначения ему никакого не предвидится".
Пароход "Наследник" строился с подряда (опять "казна" проявила беспомощность!) купцом М. С. Варшавским. Он был заложен в мае 1829 г., спущен на воду 28 мая 1831 г. и закончен постройкой в июле 1833 г. Этот пароход был длиной 37, 8 м, и примерно ширины - 8 м. Машина в 70 сил постройки завода К. Берда в Петербурге прибыла в Николаев в июне 1827 г. - почти за два года до начала постройки парохода. Из описания пассажирских помещений парохода "Наследник" в "Новороссийском календаре" видно, что каюту на нем имели лишь пассажиры 1-го класса, пассажиры же 2-го класса, как говорилось, "пользуются одними щканцами", т. е. им предоставлялась "привилегированная" часть палубы, в то время как пассажирам 3-го класса отводилась палуба "от трубы до судового носа".»
Пароход в 1835 г. совершил несколько рейсов из Керчи в Таганрог, и поскольку они были убыточными, то продолжения не получили.
А далее начался стремительный рост перевозок грузов, который вызвал сильный толчок в развитии речного судоходства и судостроения в городе. В Ростове-на-Дону появляются верфи для постройки деревянных судов. В 1839 году в город прибыл пароход Митридат, пришедший из Таганрога. В 1841—1842 годах из узлов, привезённых из Англии, был собран первый пароход «Донец» с портом приписки Ростов-на-Дону. Он, вплоть до Крымской войны совершал регулярные рейсы по реке Дон, его притоку Северский Донец и Азовскому морю. Через два года добавился ещё один пароход «Ростов», который был построен в Луганске и пришёл по Северскому Донцу и Дону.

Карта пароходных сообщений на Азовье.jpg

А вот карта, которая отображает эти события.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#98 Роман » 20.05.2012, 22:23

!!!!!!! :beer: :good: :Bravo:
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#99 Katerinka » 21.05.2012, 02:16

evgeni
спасибо! :Rose:
Я о станции "Раскат".

evgeni писал(а):А на флоте под Раскатами подразумевают портовые буксиры этой серии.
узнаю много нового! :Bravo: :good:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 149 (+154/−5)
Лояльность: 88 (+89/−1)
Сообщения: 31375
Темы: 322
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#100 evgeni » 24.05.2012, 21:25

Как только случалась война весь флот подлежал мобилизации и переоборудовался на суд.заводах в венный. И грязеотвозные шаланды, которых на Азовье было великое множество, тоже становились канонерками, десантными шхунами, сторожевиками, тральщиками…
А люди на этих утлых суденышках совершали чудеса мужества и отваги.
Когда закончилось строительство Суэцкого канала, азовский купец Феофани купил три практически новые грязеотвозные шаланды и переоборудовал их в шхуны для перевозки разных грузов. И бегали они по Азовскому морю до Керчи и далее, пока не пришло лихолетье.
В первую мировую и в гражданскую отмечены они в десантных операциях и при эвакуации техники и воинского состава.

Бельбек( ех Афанасий Феофани) 1892-1955 - числился в составе Азовского пароходства.


Небольшая цитата из книги 1941 г. изд.: «В 1869 (?? - так в тексте) после окончания работ по прорытию Суэцкого канала землечерпательные снаряды и грязеотвозные шаланды были проданы администрацией канала. Ростовский судовладелец Х.А.Феофани купил 3 грязеотвозных шаланды, переделал их в грузовые шхуны и назвал их ХРИСИ, ХАРЛАМПИЙ и АФАНАСИЙ ФЕОФАНИ. Они занимались рейдовыми перевозками (перевозили зерно из Ростова и др. портов на Таганрогский рейд). Список 1926: АФАНАСИЙ ФЕОФАНИ постр. в 1899 в Англии». «Тоже любопытный момент. Встречаются данные, что эти три шхуны были в прошлом канальными грязнухами, но в регистровых списках появяются только в 1904 г. Причем известно, что первые две переделывались в пароходы в Греции, а "Афанасий" в Порт-Саиде. Понятно, что канал открыли в 1869 г. и был повод сразу продать ненужные плавсредства, но чтобы Феофани их взялся перестраивать спустя почти сорок лет?»
«20 апреля 1918 г во время выступления казаков против большевиков в Ростове казакам удалось занять Ростовский порт. В порту казаки захватили п/х "Киев",
тщ "Феофани", лед. "Фаногория" и катер "Татарин". После ликвидации большевиками этого выступления катер "Татарин" ушел в сторону Таганрога и бывшие на нем люди присоединились к отряду полк. Дроздовского. Тральщик "Феофания" ушел в "Мертвый Донец" (люди с него так же как и с "Татарина" ушли на соединение с Добр. Армией). Журнал "Родимый край" (Париж) 1969 № 80-81»

egurcha.jpg



Паровая шаланда ''Егурча'' (тральщик ''Т-497'')
Т-497 (с 16.04.1920 г. по январь 1922 г. "Красная Звезда", до 29.06.1941 г. "Егурча")
Водоизмещение 1080 т. Размерения 59.2 х 10 х 1.8 м. ПМ 400 л.с. Скорость 6 узлов, дальность 650 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывшая паровая грунтовозная шаланда. Дата постройки не установлена. Мобилизован 18.03.1920 г., вооружен и включен в состав Доно-Азовской флотилии в качестве вооруженного парохода. 8.05.1920 г. переведен в состав Азовской флотилии и переклассифицирован в канонерскую лодку. Участвовал в высадке десантов у ст. Приморско-Ахтарская в августе 1920 г., боях у косы Обиточная в сентябре 1920 г. 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного Моря. 18.12.1921 г. возвращен Главоду. Мобилизован повторно 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 7.07.1941 г вошел в состав ЧФ. Носил бортовой №56. Погиб 2.11.1941 г. в Цемесской бухте от подрыва на мине.

don.jpg



Водоизмещение 840 т. Размерения 51.4 х 9.6 х 4 м. ГЭУ котломашинная, 640 л.с. Скорость 9/7 узлов, дальность 1100 миль. Вооружение: 2 х 130 мм, 2 х 45 мм, 1 х 12.7 мм и 4 х 7.62 пулемета. Экипаж 69 чел.
Бывшие грунтовозные шаланды Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД. Построены в Германии (Unterweser Shiffbau Ges. AG, Веземюнде)

1. БУГ
Заложен 19.07.1927 г., спущен в конце 1927 г., вст. в строй в декабре 1927 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 13.08.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Дунайской флотилии. С 13.10.1941 г. входил в состав Азовской флотилии ЧФ. 23.08.1942 г. взорван экипажем в Темрюке ввиду невозможности прорыва в Черное море. В начале 1945 г. поднят АСС ЧФ и 26.06.1945 г. возвращен Азовтехфлоту. В 1946 г. восстановлен в Таганроге и вновь введен в строй. Находился в эксплуатации до середины 1960-х гг.

2. ДНЕСТР
Заложен 28.07.1927 г., спущен в декабре 1927 г., вст. в строй 5.01.1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 13.08.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Дунайской флотилии. С 13.10.1941 г. входил в состав Азовской флотилии ЧФ. 14.08.1942 г. погиб в Темрюке от попадания авиабомбы противника.

3. РИОН
Заложен 15.08.1927 г., спущен в ноябре 1927 г., вст. в строй в январе 1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 19.09.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Азовской флотилии ЧФ. 14.11.1941 г. тяжело поврежден авиабомбой противника и выбросился на берег на вост. побережье Керченского пролива. 11.05.1942 г. окончательно выведен из строя бомбардировочной авиацией противника. Исключен из списков ВМФ 27.08.1942 г. После войны поднят АСС ЧФ и отведен в Таганрог. В 1947 г. восстановлен на Таганрогском судоремонтном заводе с заменой машины на два дизеля. Находился в эксплуатации ок. 20 лет.

4. КУБАНЬ
Вооружение с 1943 г.: 2 х 130 мм, 3 х 45 мм, 2 х 37 мм, 1 х 12.7 мм и 4 х 7.62 мм пулемета. Заложен 13.01.1928 г., спущен в апреле 1928 г., вст. в строй в конце 1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 25.06.1943 г. переклассифицирован в канонерскую лодку. 22.09.1944 г. возвращен Азовтехфлоту и 24.09.1944 г. исключен из списков ВМФ. Выведен из эксплуатации в 1960-х годах и сдан на слом.


5. ДОН
Заложен 17.11.1927 г., спущен в январе 1928 г., вст. в строй в марте 1928 г. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в СКР и вошел в состав ЧФ. 19.09.1941 г. переклассифицирован в канонерскую лодку и переведен в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции 25.12.1941 - 2.01.1942 г. 24.08.1942 г. взорван экипажем в Темрюке ввиду невозможности прорыва в Черное море. В начале 1945 г. поднят АСС ЧФ и 26.06.1945 г. возвращен Азовтехфлоту. В 1946 г.восстановлен в Таганроге и вновь введен в строй. Выведен из эксплуатации в середине 1960-х гг.

don_bug.jpg


Я помню эти шаланды. Вечно заляпанные грязью они шустро сновали по порту, отвозя грунт с землечерпалки "Карл Маркс". Я и подозревать не мог, что эти грязнули имеют славную боевую историю!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 225 (+225/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 2790
Темы: 4
С нами: 13 лет

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 34 гостя

cron