Стальной колесный однопалубный двухмачтовый грузо-пассажирский пароход «ГРАФ ТОТЛЕБЕН».
10 ноября 1879 года заказан РОПиТом для Херсонской линии. Вмещал 91 пассажира в каюты 1 и 2 классов.
В 1880 году получил название в честь участника Крымской войны графа Э.И.Тотлебена.
Построен на з-де Samuda. Poplar. London. Великобритания. ПМ. и ПК. постройки з-да Моdlein Field. London. Хозяин рус. РОПиТ. Цена 247822 руб. Придя на Черное море был приписан к порту Oдессa.
Одесса.-Николаевско-Херсонская-пристань_РОПиТ-3.jpg
№ 451. № МПС 250. С 7 августа 1880 года совершал рейсы Херсон - Одесса с заходом в Николаев.
1914_suvorin12.jpg
В 1892 г. при ремонте сменил ПК на постройки з-да. РОПиТ.Севастополь.
В 1903 г. прошел кап. ремонт на Адмиралтействе РОПиТ. Севастополь. Затем был приписан к порту Одесса. № 161 и работал на той же линии. В годы 1 МВ в ВМФ не взят.
С 03.1917 г. как «НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ».
С сер.01.1918 г. контроль Сов. власти в Одессе. 13.03.после ухода русских взят в Одессе австро-герм.войсками и вскоре сдан РОПиТ под укр. контролем. С 27.11.1918 г. контроль англо-франц.интервентов.
В сер.03.1919 г. уведен в Керчь. В нач. 09.1919 г. пришел в Одессу и сдан РОПиТ.
07.02.1920 г. при попытке белых увести в Севастополь, вскоре после выхода из Одессы, команда испортила ПМ и ушел в порт. 09.02.взят тут красными и после национализации подчинен Черно.мор.трану НКПС. По приказу Ко.мор.си.Юго - Зап. фронта от 22.03.в местном Об.Воде. начали готовить к мобилизации. В конце 03.1920 г. взят в плав.средства ДОТ МСЧМ. 01.1921 г рейс из Одессы в Херсон.
03.1921 г.из списков ВМФ исключен и сдан Черно.Аз.мор.тран НКПС. С 05.04.1921 г. рейсы Одесса - Николаев - Херсон. С 15.05. в Николаеве как штаб комиссии нач.НКПС Ф.Э. Дзержинского для налаживания работы транспорта.30.05.завез ее в Херсон.01.06.убыл с ней в Одессу.07.06. 1921 г. по просьбе экипажа и работников Николаевского водн. района стал «ФЕЛИКС ДЗЕРЖИНСКИЙ».
04.01.1922 г. ушел из Одессы в Трапезунд и затем на этой линии. С 17.03. в подчинении Черноморо-Азовского округа мор.сообщений НКПС. 13.06. передан и 01.09.вошел в Черноморо-Азовское гос. мор.пароходство Центрального правления Гос. торг.флота. С 11.09.1922 г. рейсы Новороссийск - Батуми с заходом в Геленджик, Туапсе, Сочи, Поти.
Стоимость на 1923 г. 57000 руб. В том году 2 рейсами на Николаевской линии увез 2854 пуд. груза и 726 пассажиров, 1 рейсом на Херсонской – 9022 пуд. груза и 1187 пассажиров,3 рейсами на Крымско – Кавказской 57814 пуд. груза и 5343 пассажира.
Джержинский.jpg
С 18.07.1924 г. в АО «Сов.торг. флот»-ЧАГК и с того года рейсы Ростов-на-Дону - Ялта с заходом в Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Керчь, Судак, Феодосия, Алушта. Рейс шел 78 часов.07.1926 г. привез в Мариуполь среди пассажиров писателя В. Беляева. Позже линию продлили в Севастополь.
Оценка на 1927 г.196300 руб. С 13.01.1927 г. у АО «Сов.торг. флот»-АГК. Приписка Одесса. № 24. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г., в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор.Трана НКПС по балансу на 01.01. (опубликовано 01.03.1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор.транспорта.
Нет в регистре 1931 г.- вероятно был в ремонте. С 30.01.1931 г. подчинен Нар.ком.вод., войдя в состав Черноморского управления «Сов. торг.флот». По приказу Нар. ком.вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. вошел в Черноморское управление ВО «Мор.флот». Приказом по Мор.флоту на Аз.море № 26 от 25.02.1933 г. закреплен за Азовским Управлением.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цу.мор.флот. Приказом НКВТ №93 от 26.03.вошел в Азовское управление гос.мор.пароходства. С 09.12. 1934 г. Постановлением СНК СССР сдан Азовскому гос.мор. пароходству. В это являлся единственным крупным колесным пароходом бассейна.
В 1936 году некоторое время использовался как плавучее общежитие для экипажей зимующих в Таганроге судов.
1937 г., из-за плохого тех.состояния сдан в консервацию в п. Таганрог и стоял как блокшив - вместо разоружения шло расхищение.
09.04.1939 г. подчинен НКМФ.08.07.1939 г. списан и в 07.1940 г. сдан как учебное судно Ростовскому Осо. авиа.хим.
В ходе ВОВ, 20.11.1941 г. взят немцами в п. Таганрог в отстое в брошенном виде. Вскоре отбит сов. войсками при освобождении города.23.07.1942 г. снова брошен тут и взят немцами. 14.03.1943 г. вновь взят в городе сов. войсками - в строй не введен.
В апреле 1944 года передано Азовскому управлению МПС и позднее вошло в состав его Судоподъемной экспедиции в качестве несамоходной плавучей базы. В дальнейшем обеспечивала проведение судоподъемных работ в районе Ейска и Таганрога.
С 1948 года использовался в Темрюке в качестве плавучего склада для хранения имущества управления.
После отстоя, в 1954 г. полуразрушенный корпус сдан на слом.1955 г. разобран на металл.
Схема парохода Граф Тотлебен.JPG
Верфь 727,2 - к 1912 г. 671,28 брт. / 421,4
К 1912 г. 399,24 нрт. 64,05 / 65,6 - 7,6 / 13,72 - 1,83 / 2,58 м. (210,7 / 215,6 - 25 / 45,1 - 6 / 8,5 фут.).1 НДР 150 нлс. / 750 л.с. 12,5
К 1904 г. 10 узл. 21-23 чел. 44 пассажиров 1 класса. 47 2 класса. 55 3 класса. 200 палубных.
1926 г. 1020 т. / 727,2 брт. / 399,24 нрт. / 171 двт. / 131 грт. 64,28 - 7,62 / ? - 2,13 / 2,28 м. (210,75 - 25 / ? - 7 / 7,5 фут.).1 НДР 750 л.с. 11 / 9,5 узл. 30 / 49 т. угля. 341 пассажир.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.