#1550 ЮНТ » 14.11.2017, 22:46
Рейдовый буксирный пароход
Мариупольского портоуправления
«МИУС»
По заказу Советского Союза с 1930 года на верфи «G & H Bodewese, Martenshoek» (Нидерланды) строился рейдовый буксирный пароход «МИУС» (стр № 00). Судно вместимостью 122,01 брт имело длину 25,39 м, ширину 6,25 м и осадку 3,22 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 400 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 8,0 узлов. В начале 1931 года буксир был спущен на воду и вскоре передан заказчику. По прибытии на Черное, а затем Азовское море буксир включили в состав судов служебно-вспомогательного флота Мариупольского портоуправления Порт приписки Мариуполь.
В начале Отечественной войны буксир 7 июля 1941 года включили в составе Черноморско-Азовского бассейнового управления НКМФ. Он осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в Азовском море. Так 27-28 октября буксир «МИУС» совместно с буксиром «НОРД» в охранении канонерских лодок «ДОН» и «№ 4», сторожевых кораблей-тральщиков «СЕВАСТОПОЛЬ», «МАРИУПОЛЬ» и катера МО «ПК-129» перевели крупный плавучий док из Ейска в Керчь. Во время эвакуации из Керчи утром 13 ноября 1941 года «МИУС» с баржей загруженной артиллерией и 500 бойцами и командирами на борту следовал в Тамань. В это время порт и канал обстреливался вражескими минометами и артиллерией. Около 8 часов утра на траверзе старой крепости у буксира от осколков снарядов вышло из строя рулевое управление. На помощь подошел буксирный пароход «СИЛИН» и, подав буксирный конец на «МИУС», вывел караван из под обстрела. Однако у Средней косы на буксиры и баржу налетели вражеские самолеты. «СИЛИН», получивший повреждения при спасении «МИУСА», затонул от близких разрывов бомб, а неуправляемый «МИУС» с баржей снесло на мель, где он сел на грунт. Во время очередной бомбежки капитан буксира и часть команды, оставив без присмотра под парами котел, сбежали с судна. После Керченско-Феодосийской десантной операции советских войск буксир в начале января 1942 года был поднят и введен в строй. 14 мая 1942 года накануне захвата порта Камыш-Бурун противником, буксир «МИУС» увел баржу «ТЕНДРА» в Новороссийск.
10 декабря 1942 года в районе поселка Кобулети при буксировке «МИУСОМ» парохода «НОСАК» из Поти в Батуми сильным штормом был оторван буксирный трос. Накатом волн «НОСАК» был выброшен на прибрежные камни, где разломился пополам и затонул. 24 января 1943 года буксиры «МИУС» и «НИКОПОЛЬ» увели поврежденный транспорт «КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН» из Поти в Хопи. Во время доставки грузов и подкреплений на Малую землю буксир «МИУС» 28 февраля 1943 года возвращался от Мысхако в Геленджик. В 6 часов 15 минут утра он был потоплен торпедой вражеского торпедного катера в районе Суджукской косы в точке 44°37'6" N 37°49'1" E.
После войны судно было обследовано водолазами. Буксир лежит на глубине 45 м , верхняя точка 38 м . Небольшой крен на правый борт.
Жаль что нет фото судна