И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

#3331by evgeni » 16.10.2023, 20:27

Потихоньку возрождаем потерянный на форуме материал.
Состав и тактико-технические характеристики кораблей Азовской Военной Флотилии. Сентябрь 1941г.

ТТД кораблей АВФ.jpg


Флагманский штабной корабль.

Севастополь ЧМ.jpg


Грузо-пассажирский пароход «Севастополь»

Регистрация Приписка Владелец Примечание
10.08.1941 ЧФ ВМФ СССР
26.03.1934 СССР Одесса ГП «Черноморско-азовское морское пароходство»
1933 (СССР) Морфлот
18.07.1924 АО «Совторгфлот»
13.06.1922 (СССР) Черноморо-Азовское государственное морское пароходство
17.03.1922 Черноморо-Азовской округ морских сообщений
06.1921 Черноазмортран
08.02.1920 Черномортран
1918 Российская империя Одесса ГОСЧАП
26.12.1917 СССР ВМФ СССР Красный Черноморский флот посыльное судно
09.1915 Российская империя Российский Императорский флот Черноморский флот
09.05.1915 Российская империя Одесса ГОСЧАП
30.12.1914 Российская империя Российский Императорский флот Черноморский флот тральщик
27.04.1901 Российская империя Одесса ГОСЧАП
Российская империя (Российская Империя) Прочие (Российская Империя) Общество Азовского пароходства

Севастополь у причала.jpg


Класс: Пароходы пассажирские и грузопассажирские
Место постройки: Sir James Laing & Sons Ltd Великобритания Сандерленд
Строительный №: 549
Заложено: 1896
Спущено на воду: 21.09.1896
Построено: 10.1896
Списано: 10.08.1942
Приписка: ВМФ СССР
Владелец и оператор: Черноморский флот ВМФ СССР
Текущее состояние: Затонуло
«Севастополь»
Стальной двухвинтовый двухпалубный двухмачтовый грузо-пассажирский пароход.
Место постройки: Sir James Laing & Sons Ltd Великобритания Сандерленд.
Строительный №: 549. Построено: 10.1896 г.
Цена 327707 руб. Был на каботаже у Общества Азовского пароходства в Азовском регионе. С 10.03.1901 г. аренда у РОПиТ из-за ликвидации Общества Азовского пароходства и затем работал в основном на азовских линиях.

Севастополь ЧМ 1913г.jpg


01.05.1918 г. взят немцами в Севастополе и вскоре возвращен РОПиТ. Затем ушел в Одессу и там передан под укр. контроль. С 27.11.1918 г. контроль англо-франц. интервентов. В нач.04.1919 г. перед взятием Одессы частями РККА ушел в Крым и затем в Новороссийск, где под контролем белых у хозяина. К 10.1919 г. был в Одессе и стал в ремонт на з-де. РОПиТ. 08.02.1920 г. взят тут частями РККА и после национализации подчинен Черно.мор.трану НКПС. С нач.06.1921 г. у Черно. Аз.мор.трана НКПС. С 17.03.1922 г. в подчинении Черноморо-Азовского округа мор. сообщений НКПС. С 13.06.1922 г. в Черноморо-Азовском гос. мор. пароходстве Центрального правления Гос. торг. флота еще в ремонте. С 18.07.1924 г. в АО «Сов.торг. флот»-ЧАГК уже в работе. Приписка Одесса. № 10. С 13.01.1927 г. у АО «Сов.торг. флот»-ЧГК. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г., в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор.Трана НКПС по балансу на 01.01. (опубликовано 01.03.1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор. транспорта. С 30.01.1931 г. подчинен Нар. ком. вод., войдя в состав Черноморского управления «Сов. торг. флот». По приказу Нар. ком.вод. от 31.12. 1932 г.
С нач.1933 г. вошел в Черноморское управление ВО «Мор. флот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цу. мор. флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03. 1934 г. вошел в Черноморское гос. мор. пароходство.

Севастополь ЧМ 1935г.jpg


В 1 кварт.1935 г. прошел ремонт из-за течи ПК. К 01.01.1939 г. у Черноморского гос. сухогрузного пароходства.09.04.1939 г. в его составе подчинен НКМФ. Вскоре после нач. ВОВ, 06.07.1941 г. вошел в Черноморско-Азовское бассейновое управление и затем на воен. и хоз. перевозках в регионе. Постановлением от 20.07. № ГКО-216сс о формировании Азовской военно- морской флотилии мобилизован в ее состав и с 25.07. зачислен в ВМФ. Затем на Керченском СРЗ вооружен. Окончив, 10.08. как скр.- тщ. вошел в Азовскую воен. флотилию (брал до 500 чел. десанта) и ушел в главную базу флотилии — Мариуполь. Служил как штабной корабль АВФ. Шестого октября 1941 года поврежден во время массированного авианалета в порту Мариуполь.
В начале октября.1941 г. ушел в Ейск и с 14.10.1941 г. в Приморско-Ахтарскую. Затем в дозорах в сев.-вост. части моря. В конце 1941 г. довооружен. С 15.05.1942 г. как тр. сдан в плав. средства тыла ЧФ. Ночью 10.08.1942 г. шел из Туапсе в Поти с людьми и грузом авиамоторов под конвоем ска. № 018. В 01.20. у ст. Лазаревской, в точке 43°48' с.ш. / 39°21' в.д. утоплен торпедами герм. тка. S 102. Погибло 924 человека (из них 160 раненых,620 гражданских). Прибывший тщ. «Щит» спас 130 чел.
Верфь 2080 т. / 1338,91 брт. / 788,97 нрт. 71,75 — 10,43 — 2,13 / 4,71 м. (236 — 34,3 — 7 / 15,5 фут.).2 ВТР=400 нлс. / 1000 л.с.12 — к 1923 г. 9,4 узл. 31 чел. 42 пассажира 1 класса. 300 3 класса.
1926 г. 1338,91 брт. / 1084 двт. / 870 грт. / 788,97 нрт. 69,5 / 72,17 — 10,45 — 3,35 / 4,56 м. (236,8 — 34,3 — 11 / 15,5 фут.).2 ВТР=1000 л.с. 9,5 узл. 170 т. угля. 54 пассажира 1 класса. 98 3 класса. 254 палубных.
1931 г. 1339 брт. / 789 нрт. 72,17 — 10,45 — 3,2 / 4,57 м. 2 ВТР= 1000 л.с. 9,5 узл. 166 т. угля. 1941 г.1 45-мм. 2 7,62-мм. пул. 101 чел. 1942 г. 4 45-мм. 6 7,62-мм. пул. 51 чел.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3332by Ayvengo » 16.10.2023, 20:38

evgeni wrote:Грузо-пассажирский пароход «Севастополь»
... утоплен торпедами герм. тка. S 102. Погибло 924 человека (из них 160 раненых,620 гражданских).

Трагическая гибель...
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" Post ©
Ayvengo M
Avatar
Location: западные предгорья Среднего Урала
Reputation: 316 (+317/−1)
Loyalty: 552 (+554/−2)
Posts: 4467
Topics: 3
With us: 13 years 3 months

#3333by DSitni » 16.10.2023, 21:19

.
Наткнулся на фото...
.
Image
.
Image
.
Оба корабля (судна ?) стояли около пирса водная станции комбината им. Ильича...
.
...какой - то американский шпиён ....
DSitni M
Avatar
Location: Северный берег Азовского моря ...
Reputation: 251 (+315/−64)
Loyalty: 883 (+897/−14)
Posts: 9112
Topics: 2
With us: 9 years 7 months

#3334by evgeni » 17.10.2023, 20:37

CaptainChusov2.jpg


"Капитан Чусов"
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3335by evgeni » 18.10.2023, 20:36

№2 в списке флота АВФ сторожевой корабль - тральщик «Перванш».
Название Регистрация Приписка Владелец
«Перванш» 07.1941 СССР ВМФ СССР АВФ
≤ 1938 РСССР СССР (СССР) ГП «АГМП НКМФ СССР»
03.1934 ГП «АУМФ НКВТ СССР»
1925 ГП «Азовская контора Совторгфлота НКПС СССР»
«Pervenche» 1916 Франция ВМС Франции ВМС Франции
«Fukukaku (Fukuharu) Maru»

Перванш.jpg


Класс: Буксиры паровые
Место постройки: Osaka Iron Works Япония Осака
Спущено на воду: 1911
Построено: 1911
Списано: 19.05.1943
Приписка: ВМФ СССР
Владелец и оператор: Азовская военная флотилия СССР
Текущее состояние: Затонуло и/или заброшено
Бывший буксир Азовского государственного морского пароходства. Построен в 1911 г. в Японии как патрульный тральщик или траулер, с 1916 года — корабль ВМС Франции. В феврале 1919 г. оказывал поддержку Белогвардейским войскам у берегов Крыма, затонул в Севастополе во время шторма. В 1925 г. поднят, с 22.07.1941 г. по 10.04.1942 г. использовался в качестве сторожевого корабля — тральщика Азовской военной флотилии.

Перванш п. Севастополь 1925г.jpg


19 мая 1943 года в 14ч.18м. буксир "Перванш" с баржей №75, в охранении сторожевого катера №018, вышел из Туапсе в Батуми. В 23ч.25м. в районе Сочи 018-й обнаружил торпедный катер и дал на него запрос. В ответ, охватив конвой с головы, торпедные катера S-49 и S-72 одновременно с обоих бортов атаковали буксир. В результате попадания двух торпед ,"Перванш" в течение минуты затонул .Согласно сведениям источников точка гибели 43°32'N 39°49'9"E.
Затем противник пытался так же потопить баржу, но выпущенная торпеда прошла мимо и попала в Северный мол порта Сочи. После этого катера были отогнаны огнем сторожевого катера №018.
Если взять во внимание тот факт ,что одна из выпущенных торпед попала в северный мол г. Сочи , то ближайший объект от точки предоставленной источниками , находится на расстоянии 1,8 км по пеленгу 173°. Глубина около 18 метров , возвышение над грунтом 4 метра. Координаты 43°33'N 39°44'E
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3336by evgeni » 19.10.2023, 20:38

№3 в списке флота АВФ за сентябрь 1941 г. сторожевой корабль - тральщик «Мариуполь».

Стальной колесный однопалубный одномачтовый грузо-пассажирский пароход «ПОБЕДА».

pobeda.jpg


Построен в 1904 голу на з-де G.Fechter. ПМ. и ПК. Union-Gießerei, Lokomotivfabrik & Schiffswerft. Königsberg. Германия. Стр. № 114.Хозяева рус. А.Мочалин и М.Лехтманн. Азов. Цена 114836 руб. Придя на Черное и затем Азовское моря вошел в Первое Азовское пароходство. Азов. Приписка Таганрог.№ 529. № МПС 5008.
С 11.1905 г. у Акц. Общества Новое Азовское пароходство. Рейсы Ростов-на-Дону - Азов - Кагальник. В годы 1 МВ в ВМФ не призван.
1915 г. при ремонте сменили ПК. По решению от 06.02.1918 г. стоя на зимовке национализирован. После взятия Ростова-на- Дону белыми 08.05. к сер.05.1918 г. сдан хозяину под их контролем. Вероятно затем в отстое.
11.02.1920 г. взят частями РККА на зимовке у Ростова и в сер. 02.1920г. после национализации сдан Главоду НКПС. К концу 1920 г. сдан Аз.Кав.Мор.Тран.НКПС также в отстое.
С сер.07.1921 г. переименован в «МАРИУПОЛЬ».

Мариуполь Гавань.jpg


С 17.03.1922 г. в подчинении Черноморо-Азовского округа мор. сообщений НКПС.С 13.06. 1922 г. в Черноморо-Азовском гос.мор.пароходстве Центрального правления Гос.торг. флота еще в отстое. Оценка на 1923 г.55120 руб.
С 18.07.1924 г. в АО «Сов.торг.флот» - ЧАГК. К сер. 20-х гг. после ремонта в работе. Приписка Ростов-на-Дону. № 1. Стоимость на 1927 г. 106323 руб.
С 13.01.1927 г. у АО «Сов.торг.флот» -АГК. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г. в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор.Трана НКПС по балансу на 01.01. (опубликовано 01.03. 1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор.транспорта.
С 30.01.1931 г. подчинен Нар.ком.вод., войдя в состав Азовской конторы Черноморского управления «Сов.торг.флот». По приказу Нар. ком.вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. с ней вошел в Черноморское управление ВО «Мор. флот».
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цу.мор.флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03.вошел в Азовское управление гос.мор.пароходства. С 09.12.1934 г. Постановлением СНК СССР сдан Азовскому гос.мор.пароходству.09.04.1939 г. в его составе подчинен НКМФ.
Вскоре после нач. ВОВ, с 06.07.1941 г. вошел в Черноморско-Азовское бассейновое управление. Затем на воен. и хоз. перевозках в регионе.
Постановлением от 20.07. № ГКО-216сс о формировании Азовской военно- мор.флотилии мобилизован в ее состав и с 25.07.зачислен в ВМФ. Затем на Керченском СРЗ вооружен. Окончив,08.08. как скр.- тщ. вошел в Азовскую воен. флотилию (брал до 230 чел. десанта) и ушел в главную базу - Мариуполь. Был флагманским ком. Аз. ВФ А.П.Александрова. 07.10.1941 г. на нём штаб Аз.ВФ ушел из Мариуполя в Ейск, потом в Темрюк.

Мариуполь.jpg


Участвовал в обороне Керченского пр-ва. в 05.1942 г. В ночь на 07.07.1942 г. с с. кр.-тщ. «ВОЙКОВ» обстреляли косу Припая близ Мариуполя.
К сер.08.1942 г. ушел в Новороссийск. К нач. 09.1942 г. был в Поти. С 07.10.1942 г. как тр. в составе ЧФ.
С 13.04.1944 г. самоходная плав. база и вскоре зачислен в Дун. ВФ стоя на ремонте в Поти.
К 10.1944 г. исключен из ВМФ и сдан Азовскомос.мор.у гпароходству. Затем почти не работал и из-за плохого тех. состояния. 1948 г. сдан на слом и вскоре разобран на металл.
Верфь 250 брт. 53 - 6,4 / ? - 1,35 м. 1 НТР 700 л.с.
1906 г. 278,84 грт. / 256 брт. / 123,87 нрт.53,5 - 6,53 / 12,16 - 0,61 / 1,35 м. (176 - 21,6 / 40 - 2 / 4,5 фут.).1 НТР 700 л.с.10 узл.15 чел. 150 пассажиров 1 класса. 200 2 класса.450 3 класса – к 1923 г. 25 2 класса. 200 3 класса.
1926 г.278,5 брт. / 130,5 нрт. 50,9 / 53,64 - 6,4 / ? - 0,76 / 1,52 м. (176 - 21 / ? - 2,5 / 5 фут.).1 НТР 700 л.с.10 узл.14,5 т. угля. 66 пассажиров 1 класса. 37 3 класса. 319 палубных.
1938 г. 256 брт. / 215 грт. / 143 двт. / 136 нрт. 53,85 / 55,36 - 6,4 / ? - 0,81 / 1,78 м. 1 НТР 700 л.с. 9 узл. 15,6 т. угля. 30 пассажиров 2 класса. 16 3 класса. 138 палубных.
1941 г. 266 т. 55,4 - 6,53 / ? - 1,8 м. 1 НТР 700 л.с. 8 узл. 2 45-мм. 1 7,62-мм.пул. 42 чел. 1942 г. 3 45-мм. 3 12,7-мм. пул.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3337by evgeni » 20.10.2023, 20:18

№4 в списке флота АВФ за сентябрь 1941 г. сторожевой корабль - тральщик «Войков».

Железный колесный однопалубный двухмачтовый буксирно -пассажирский пароход «ТЕСТЬ».

Тесть.jpg


В 1882 г. заложен и спущен на з-де РОПиТ. Севастополь. В 1883 г. сдан хозяину. Хозяин РОПиТ. Приписка Одесса. Рег. № 484. № МПС 134.Ходил в низовьях Днепра (рейсы Херсон - Александровск) и на Южном Буге.
К 1892 г. работал на р. Днестр. В 1899 г. купил Н.И. Спозито. Херсон. Приписка Одесса. № 271. Рейсы Лепетиха - Одесса.1904 г. при ремонте получил новый ПК постройки з-да. Фицнер и Гампер. м.Сосновицы. Петроковская губ. На 1906 г. линия Берислав - Одесса.1911 г. купили Н.И. Филиппьев и Е.Э.Картавцев. Одесса.
С 27.01.1913 г. у Акц. Общества Русского Черноморско-Днепровского Пароходства. Рейсы Одесса - Аккерман.
В ходе 1 МВ 23.03.1915 г. призван по военно-судовой повинности и 24.03.приказом № 496 сдан в ЭОН для службы на Дунае.15.05.1915 г. возврат хозяину и вскоре стал в кап. ремонт. Выйдя из него, 02.07.1916 г. взят по военно-судовой повинности как портовое судно в отряд Сев.-Зап.р-на. ЧМ. После оборудования, с 26.11.1916 г. в 8 дивизионе Бригаде траления как тщ.Т-282.
15.09.1917 г. приказом ком. ЧФ № 222 стал Т-382. С сер.01.1918 г. контроль Сов.власти. 13.03. после ухода рус.войск взят в Одессе австро-германцами и вскоре сдан под укр.контроль.06.07. приказом № 350 нач.Бригады Траления Украины числят в 1 дивизионе как «ТЕСТЬ».
С 27.11.1918 г. контроль англо-франц. интервентов. По «Боевому расписанию флота Черного моря» от 24.01. / 06.02.1919 г. в 4 дивизионе Бригады траления Действующего флота ЧМ. В сер. 04.1919 г., вскоре после взятия города частями РККА, национализирован и сдан Главоду ВСНХ. 24.08.1919 г. взят белыми и затем как портовое судно МСЮР тут и в Николаеве. 31.01.1920 г. взят красными в Николаеве и после национализации 07.02.сдан Черно.мор. трану НКПС как букс. п / х. 04.06. призван как тщ.в ДОТ МСЧМ. В ночь на 30.08.с пос. судном № 1 и тщ. «АНАТРА», «ОРЕЛ», «СОФИЯ» ставят у м. Сычавский 80 мин образца 1908 г. и 30 мин типа «рыбка». 01-03.09.с 4 тщ. у м.Большой Фонтан ставят 98 мин образца 1912 г. и 28 мин 1908 г. 29.09-01.10.с другими судами снова ставит мины у м.Сычавский. 04.10. вновь ставит мины у Одессы с другими тщ. К сер.10.1920 г.в Одессе в 1 дивизионе тщ. ДОТ МСЧМ. По «Списку судов флота на 1921 г.» в 1 дивизионе тщ. Дивизии траления и заграждения Черно.Аз.флот.С 27.03.как Т-1.С 06.07.стал № 2.Сер.07.1921 г. как букс. п / х. «САКИ» сдан Черно.мор.трану НКПС.С 17.03.1922 г.в подчинении Черноморо-Азовского округа мор.сообщений НКПС.18.04.1922 г. как снова призван и после оборудования с 05.1922 г. вошел в МСЧМ как тщ. «ТЕСТЬ». Затем участвовал в тралении у Одессы и близ Очакова.С 07.05.1924 г. как № 13. 30.12.1925 г. сдан к порту на хранение.
После отстоя,08.07.1926 г. как букс. п / х. «ТЕСТЬ» вошел в АО «Сов.торг.флот»-ЧАГК.С 13.01. 1927 г.у АО «Сов.торг.флот»-ЧГК.
В сер.06.1927 г. назван «ВОЙКОВ».

Войков ( 1883).jpg


Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930 г. у Черноморского управления Всесоюзного объединения мор.транспорта. С 30.01.1931 г. подчинен Нар.ком.вод.,войдя в состав Азовской конторы Черноморского управления «Сов.торг.флот». По приказу Нар.ком.вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. с ней вошел в Черноморское управление ВО «Мор. флот».
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цу.мор.флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03.вошел в Азовское управление гос.мор.пароходства. С 09.12.1934 г. Постановлением СНК СССР сдан Азовскому гос.мор.пароходству. Работал в основном в р-не. Керченского пр.09.04.1939 г. в составе пароходства подчинен НКМФ.
Вскоре после нач.ВОВ,06.07.1941 г. вошел в Черноморско-Азовское бассейновое управление и затем на воен. и хоз.перевозках в регионе. Постановлением от 20.07.№ ГКО- 216сс о формировании Азовской военно-мор.флотилии мобилизован в ее состав и с 25.07. зачислен в ВМФ. Затем на Керченском СРЗ вооружен. Окончив, 10.08. как скр.- тщ. вошел в Азовскую воен. флотилию (брал до 180 чел.десанта) и ушел в главную базу флотилии - Мариуполь. 16-24. 09.арт.огнем у Геническа поддерживал сов.войска. 26.09.у с. Кирилловка (сев.-зап.часть моря) утопил 2 мотобота с герм.солдатами и вблизи косы Бирючий Остров захватил 4 шхуны врага. Затем обеспечивал эвакуацию людей и грузов из Осипенко (Бердянск).07-08.10.с к.л. «ДОН»,скр.-тщ.«ПЕРВАНШ», катщ «УРАГАН» и «ПОТИ» арт.огнем поддержали части 9 армии Южного фронта при отходе из Мариуполя. После боев ушли в Ейск и с 14.10.1941 г. в Приморско-Ахтарскую. Затем в дозорах в сев. - вост.части моря. В ночь на 07.07.1942 г. с скр.-тщ.«МАРИУПОЛЬ» обстреляли косу Кривая близ Мариуполя. С 04.08. участие в боях за Ейск.08 - 09.08.взяв на борт с берега людей и грузы с другими судами отошел к Темрюку. С 14.08.поддерживал тут арт.огнем сов.части.
В 04.55. 20.08. 1942 г. отходя из Темрюка в порт Тамань, в Керченском пр. сел на мель у м. Такиль. Вскоре добит герм. полевой артиллерией и сгорел от пожара. Экипаж сошел на берег. По одним данным в конце 40-х гг. корпус поднят водолазами 69 аварийно-спас. отряда ЧФ и затем разобран на металл. По другим данным остатки до сих пор лежат примерно в 3,6 милях от берега.

Верфь 155,97 брт. / 67,5 нрт. –
к 1904 г. 300 т. / 173,25 брт. / 92,8 нрт. (5800 пуд.). 33,74 / 36,17 - 6,38 / 13,44 - 1,45 / 1,52 м. (111 / 119 - 21 / 44,4 - 4,75 / 5 фут.). 1 НДР 70 нлс. / 300 л.с. 8 узл. 520 миль. 11 чел. 20 пассажиров 1 класса. 50 3 класса. –
к 1913 г. 10 1 класса. 10 2 класса. 50 3 класса. 1915 г. 2 / 2 / 12 чел. Тщ. 1 47-мм. 31 чел. 1920 г. 4 47-мм.
1924 г. 280 т. 31,23 / 33,44 - 7,3 / 12,16 - 1,67 / 1,91 м. (106 / 110 - 24 / 40 - 5,5 / 6,25 фут.). 1 НДР 350 л.с. 6,5 узл. 480 / 520 миль. 25 т. угля. 2 7,62-мм. пул. 50 мин. 5 / 24 чел. 1941 г. 2 45-мм. 1 –
к 1942 г. 4 7,62-мм. пул. 40 чел.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3338by evgeni » 21.10.2023, 20:33

№5 в списке флота АВФ за сентябрь 1941 г. сторожевой корабль - тральщик «Штурман»

Железный колесный однопалубный одномачтовый буксирный пароход «ПАВЕЛ КОЦЕБУ».

Построен в 1869 году на заводе Тhe Londonon Enginering & Iron Ship building Co. London. Великобритания. Построен для рус.хозяина. Придя на Черное море приписка Одесса. Рег.№ 290.
В 1875 г. при ремонте сменил ПК. на постройки з-да. Беллино-Фендерих. Одесса.
В 1884 г. купили И.Ф.Волкенштейн и А.Я.Фельдман. Приписка Ростов-на-Дону. № 992. Затем ходил на Азовском море.
В 1887 г. прошел кап. ремонт на з-де. Лимарева. Ростов-на-Дону.
На 1894 г. хозяин А.Фельдман.
К 1900 г. владелец Русское Общество Вывозной Торговли. В нем и к 07.1914 г. приписка и № те же. В годы 1 МВ в ВМФ не призван. По решению от 06.02.1918 г. стоя на зимовке национализирован. После взятия Ростова-на-Дону белыми 08.05. к сер. 05.1918 г. сдан хозяину под их контролем. Приказом по Речным силам Дона № 71 от 13.05.1919 г. как тр. вошел в отряд судов Морских Сил Дона. Нач.07.1919 г. возврат хозяину. Вероятно затем в отстое.
11.02.1920 г. взят частями РККА на зимовке у Ростова и в сер.02.1920 г. после национализации сдан Главоду НКПС.27.04. подчинен Донскому Руп. воду Доно-Кубанского Обл. Управления НКПС.18.08.призван и вошел в АзВФ. 19.08.с плав.бат. «РЕВОЛЮЦИЯ» в дозоре у Белосарайской косы.21.08.с букс. п / х. «САМСОН» и 2 плав. бат. в дозоре у Белосарайской косы. К обеду 22.09. пришел из Ейска в Мариуполь с частями 2 Донской СД ведя на буксире баржу № 54. 23-25.09.еще 2 подобных рейса.26.09. в дозоре у Белосарайской косы с плав.бат.«РЕВОЛЮЦИЯ».27.09.ушли в Таганрог.К 09.10.оборудован в тщ. и в этот день с тщ. «САМСОН» тралили у Долгой косы. Затем ушли в Таганрог и в 12.35. 13.10.ушел в море с основными силами флотилии. С утра 14.10.тралили у Кривой косы и 15.10. ушли в Таганрог. 22-25.10. снова траление у Кривой косы.25.10.1920 г. стал «ЗИНОВЬЕВ» и 15.00.этого дня погиб юго-зап. Кривой косы в зап. части Таганрогского зал. подорвавшись на белогвардейской мине в ходе траления. 1 моряк погиб – остальных спасли соседние тральщики. Позднее был поднят.
С 02.01.1922 числится в ГП «Азовская контора Совторгфлота НКПС СССР». Переименован в «Штурман».

Штурман в порту.png


С 03.1934 г. числится в ГП «АУМФ НКВТ СССР».
С 1938 года числится в ГП «АГМП НКМФ СССР».
Работал на морских перевозках в качестве буксира ГП АГМП НКМФ в Азовском регионе.

Штурман.JPG


29.07.1941 г. мобилизован, принят от АГМП НКМФ, переоборудован в СКР-ТЩ.

Штурман буксир.png


8.08.1941 г. включен в состав АВФ ЧФ.
24.08.1942 г. при оставлении Темрюка нашими войсками СКР израсходовал весь боезапас, команда сошла на берег и взорвала корабль.
Верфь 108,81 брт. / 85,47 нрт.
- к 1904 г. 115,38 брт. / 41,49 нрт. 33,68 - 5,02 / 10 - 1,22 / 1,67 м. (110,8 - 16,5 / 32,9 - 4 / 5,5 фут.).1 ВДР 70 нлс. / 300 л.с. 9 узл. 470 миль. 12 чел. 50 палубных пассажиров.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3339by evgeni » 22.10.2023, 20:46

№6 в списке флота АВФ за сентябрь 1941 г. канонерская лодка «№4»
Ледокол азовского торгового порта Мариуполь. «Ледокол IV»

Ледокол !V.png


Класс: Ледоколы
Приписка: п. Мариуполь Российская империя
Владелец: Российская империя, Мариупольский торговый порт
Заложено: 1905 Построено: 1906 Списано: 14.04.1956
Место постройки: A. Lange un J. Skuje Российская империя. Рига.
Разрезан на металлолом в Азовстальском порту .
Переименования: 06.1920 Знамя социализма → 06.1922 Ледокол IV → 07.1941 КЛ №4 → 03.1944 Ледокол IV
Водоизмещение 750 т. Размерения 45.72 х 12.04 х 4.86 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 1260 л.с. Скорость 10/8 узлов. Вооружение: 2 х 76.2-мм, 2 х 7.62-мм (с 1942 г. 6 х 12.7 и 4 х 7.62-мм) пулемета. Экипаж 48 чел.
«Ледокол IV» построили в Риге на заводе «Ланге и сын».
Заказал его в начале 1905 г. Отдел торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов для азовского торгового порта Мариуполь.

Ледокол IV 1906г.jpg


Срок постройки, как водится, был коротким – готовое судно предъявлялось для испытаний и приемки не позднее 15 августа того же года. Однако из-за начавшейся в стране революции, закончить в срок постройку «ледокольного парохода» (так он именовался в договоре) не удалось. «Ледокол IV» пришел в Мариуполь летом 1907 г. , продемонстрировав, между прочим, на переходе с Балтики на Черное море в штормовую погоду прекрасные мореходные качества.

Ледокол-4.jpg


По архитектуре это было 1-палубное судно с непрерывной верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена большая 2-этажная рубка, а перед ней – единственная мачта. Большая и широкая труба выведена сквозь настил рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми переборками. В носу имелась 1 балластная цистерна на 25 т воды, в корме – 2-я на 40 т.
Шпация в носовой части судна составляла 350, а в средней и кормовой частях – 450 мм. Учитывая необходимость ледокольных работ на азовском мелководье, наружную обшивку выполнили из избыточно прочных и толстых стальных листов: килевой пояс – до 21 мм, днище и скуловой пояс 11–19,5, борт ниже ватерлинии – 11–14–19,5, по ватерлинии и выше – 14–19,5, ширстрек – 11–13,5 мм.
Силовая установка включала в себя паровую машину (компаунд) мощностью 1000–1260 л.с. и 2 цилиндрических горизонтальных трубчатых котла «Ледокол IV» хорошо работал на Азове, ежегодно участвуя в зимних кампаниях и спасательных операциях, что, однако, не помешало специалистам весьма критически отнестись к его ледокольным способностям. Конечно, мощности ледокола не хватало для преодоления тежелого азовского льда, иной раз толщиной до 1,0 м.
Призван по военно-судовой повинности 3.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта.
Участвовал в Первой мировой войне. 16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ.
1.05.1918 г. захвачен германскими оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен Министерству транспорта и промышленности.
В 1919 г. захвачен красными. 1.04.1919 г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка. 23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки « Знамя социализма». Участвовал в гражданской войне

флаг кор Знамя социализма.jpg


28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного моря.
13.06.1922 г. разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому торговому порту.
Мобилизован 22.07.1941 г. и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ в качестве канонерской лодки. Участвовал в обороне Геническа в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре 1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской 25.12.1941 — 2.01.1942 гг. десантной операции.
Погиб 2.07.1942 г. от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту.
Поднят 1.03.1944 г. АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату морского флота.
В строй не вводился и 14.04.1956 г. ввиду невозможности восстановления передан з-ду "Азовсталь" для разделки на металл.

Ледокол IV 1956г.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

#3340by evgeni » 23.10.2023, 20:30

№7 в списке флота АВФ за сентябрь 1941 г. канонерская лодка «Рион»

«Егорлык»
Класс: Грунтоотвозные суда
Приписка: СССР
Владелец: Черноморско-Азовское управление морских путей "Черазморпуть", ММФ СССР
Регистрация: РСССР
Построено: 02.1928
Место постройки: Schiffbau-Gesellschaft Unterweser Германия Бремерхафен
Строительный №: 233
Текущее состояние: Судьба не установлена
Переименования: «Рион» → «Егорлык» 1956
БРТ 591 тн.


Построена в 1928 году на судоверфи Schiffbau-Gesellschaft Unterweser в Германии, Бремерхафен.
Работала в качестве грунтоотвозной шаланды в Азовском бассейне.
Владелец Черноморско-Азовское управление морских путей "Черазморпуть", ММФ СССР

Рион шал.jpg


В 1933 – 1935 гг. приписана к порту Керчь.
После переоборудования и установки в качестве вооружения по две 130-мм, две 45-мм пушки и два зенитных пулемета 07.07.1941 г. как СКР вошла в состав ЧФ.
19 сентября 1941 года СКР «Рион» и «Дон» были пере классифицированы в канонерские лодки и включены в состав АВФ.
Затоплена в Азовском море у Кордона Ильича .
В конце 1944 года у Кордона Ильича канлодка «Рион» была поднята на плав и отбуксирована в Таганрог .

Рион.jpg


В 1947 году на Таганрогском СРЗ была поднята на слип для капитального ремонта с заменой большей части обшивки . Машину восстанавливать не стали, а установили два американских двигателя, предназначенных для электростанции. Восстановленная дизельная шаланда под названием «Егорлык» проходила еще два десятка лет.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 227 (+227/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 2801
Topics: 4
With us: 13 years 1 month

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: 64 guests