И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#1601 evgeni » 17.12.2017, 19:13

Судьба Севастопольской «Чайки»
27.06.2013 21:55

Только некоторые старожилы Севастополя помнят о пассажирском теплоходе "Чайка", который, вместе с однотипным судном "Дельфин", курсировал на Крымско-Азовской линии.
Специально для плавания на маршрутах Крымско-Азовской линии ленинградское Центральное бюро морского судостроения (ЦБМС) спроектировало мелкосидящие грузопассажирские теплоходы типа "Дельфин". "Чайку" и "Дельфин" построили на верфи Севастопольского морского завода. Корпус "Чайки" заложили 1 августа 1928 года, и 15 апреля 1930 года теплоход был торжественно спущен на воду. Достройка заняла чуть более полутора лет. 2 декабря 1931 года "Чайка" окончательно вошла строй и начата совершать регулярные рейсы на линиях Крым — Ростов, Крым — Батуми, а позднее и в Турцию.
Двухмачтовый однотрубный теплоход "Чайка" имел водоизмещение 2300 т и регистровую вместимость 2121 брт. (дедвейт — 742 т). В середине 30-х годов теплоход прошел дооборудование и его водоизмещение возросло до 2400 т. Длина корпуса "Чайки" составляла 79,9 м, ширина — 12 м, высота надводного борта — 6,1 м. Осадка теплохода, в зависимости от загрузки, колебалась в пределах 3,6 — 3,94 м, а вместимость четырех трюмов составляла 964 кубометра. Теплоход мог принять 24 пассажира 1-го класса, 76 - 2-го класса, 245 — 3-го класса, вдобавок имел и 150 "палубных" мест. Экипаж лайнера составлял 94 человека. Два главных двигателя—дизели были построены на Харьковском паровозостроительном заводе по системе Зульцера и имели суммарную мощность 1430 л.с. Скорость хода двухвинтовой "Чайки" не превышала 12 узлов. Теплоход получился уютным и пользовался большой популярностью у пассажиров.
В январе 1937 гада "Чайку" переименовали в "Николай Островский", а в октябре 1939 года теплоход вообще мобилизовали в состав Черноморского флота. На Севморзаводе теплоход был переоборудован в минный заградитель, его водоизмещение возросло до 2625 т. Восемь водонепроницаемых отсеков обеспечивали непотопляемость судна, но два водоотливных и противопожарных насоса производительностью по 50 т/час оказались, как потом выяснилось, явно недостаточным средством для борьбы с огнем и водой в боевых условиях.
Новый минный заградитель получил в качестве артиллерийского вооружения два 76,2-мм орудия и четыре 45-мм зенитные пушки, а также четыре пулемета "максим". Корабль мог принять 255 мин образца 1926 года. Время полной загрузки боекомплекта с пристани Сухарной балки не превышало 3 часов 35 минут.
С началом Великой Отечественной войны минный заградитель принял участие в одиннадцати постановках оборонительных минных заграждений у Севастополя и у озера Устричное. Затем использовался в качестве военного транспорта, перевозил боевую технику, боеприпасы и продовольствие. Моторесурс дизелей был израсходован, и корабль в январе 1942 года для проведения среднего ремонта был поставлен у стенки в порту Туапсе. Там заградитель базировался с 15 ноября 1941 года и там же находилась часть эвакуированных цехов Севастопольского морзавода.
В Туапсе минный заградитель "Николай Островский" принял свой последний бой. Ремонт заканчивался, 25 марта 1942 года планировалось провести швартовные испытания. Для повышения остойчивости на корабль был принят дополнительный балласт (380 т), т), из них 110 т груза уложили на втором днище.
23 марта 1942 года германская авиация совершила массированный налет на Туапсе. 40 бомбардировщиков сбросили на порт и город более 70 авиабомб. Налет начался в 16 часов 05 минут и оказался неожиданным. Сигнал "Боевая тревога" успели дать лишь в момент пикирования германских "юнкерсов". В 16 часов 07 минут три 250-кг авиабомбы поразили стоящий, у причала минный заградитель "Николай Островский". Попадания были зафиксированы в районе кают-компании, юта и машинного отделения, но несколько бомб разорвались и в 10—25 метрах от корабля. Возник крен на левый и затем на правый борт, достигший через 2 минуты 35 градусов. Вспыхнул пожар, корабль был обесточен. Дым и пламя вырывались из машинного отделения и офицерских кают, горела минная палуба. Часть рабочих сдаточной команды прыгала за борт, спасаясь от огня, часть принялась помогать экипажу в тушении пожара. Из разбитой цистерны вытекало топливо, и вскоре пришлось покинуть машинное отделение. Когда крен достиг 45 градусов, командир заградителя приказал затопить артиллерийский погреб.
Но добраться до кингстонов затопления уже не удалось. Крен быстро нарастал и через 5 минут достиг 70°. Орудия, находившиеся на палубе, незакрепленные механизмы и палубные цистерны полетели за борт. В 16 часов 15 минут заградитель коснулся грунта, а мачтами лег на стоящий рядом углеперегружатепь СП-44. Корабль затонул с креном 90° на правый борт, и его левый борт возвышался над водой на 3 — 4 метра. Городская пожарная команда помогла экипажу ликвидировать пожар и устранить угрозу взрыва боезапаса, находившегося в погребах.
Во время налета погибли семнадцать членов экипажа.
После гибели "Николая Островского" его экипаж был расформирован и расписан по другим кораблям флота. В их числе и командир заградителя — капитан-лейтенант Михаил Фокин. Командир Туапсинской ВМБ назначил 26 июля 1943 года комиссию под председательством флагманского инженера-механика базы капитана-инженера 2 ранга Н.В. Богомолова для обследования состояния корабля. Обследовав корпус заградителя, комиссия пришла к выводу о нецелесообразности его восстановления из-за больших разрушений корпуса. Подъем корпуса целиком представлял сложную задачу, и комиссия рекомендовала его разрезать и поднимать частями. Разделка началась в апреле 1946 года при помощи взрывов, а подъем частей корпуса — портовым плавкраном. В 1948 году работы полностью завершились.
Не пережил войну и однотипный с "Чайкой" теплоход "Дельфин", переименованный в 1932 году в "Антон Чехов". При переходе из Туапсе в Камыш-Бурун 14 апреля 1942 года санитарный транспорт "Антон Чехов" подорвался на мине и затонул.
Так закончили короткий боевой путь теплоходы севастопольской постройки — "Дельфин" и "Чайка".

Иванов В.Б.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 49 (+49/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1678
Темы: 4
С нами: 7 лет 8 месяцев

#1602 Ayvengo » 17.12.2017, 19:24

Большой(как по азовской мерке) и ,действительно, красивый был теплоход "Чайка"! Cпасибо за подробную,как всегда,историю,уважаемый evgeni!
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" © Post
Ayvengo
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 62 (+62/−0)
Лояльность: 5 (+5/−0)
Сообщения: 2550
Темы: 3
С нами: 7 лет 11 месяцев

#1603 Байда » 17.12.2017, 21:06

evgeni
:good: Спасибо!!!!! :Bravo: :beer:
Байда
Аватара
Репутация: 69 (+70/−1)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 3074
Темы: 17
С нами: 8 лет 1 месяц

#1604 evgeni » 18.12.2017, 11:42

В Нашу Гавань зашел болгарский балкер "ПИРИН".

Pirin- IMO 9381861 2009.jpg


Name of ship : PIRIN
IMO number : 9381861
Call Sign : LZFL
Gross tonnage : 13965
Type of ship : Bulk Carrier
Year of build : 2007
Flag : Bulgaria
Port of Registry : Varna
Owner : Georgi Maritime Ltd.
Manager : Navigation Maritime Bulgare, Ltd.
Length overall : 168.50 m
Registered Length : 159.99 m
Registered Breadth : 25.00 m
Gross tonnage: 13,965 tons
Summer DWT: 21,211 tons
Draught: 7.1 m
Shipbuilder / Place : Bulyard Shipbuilding Industry E.A.D. / Varna
Yard Number : 457




Теплоход с таким именем на борту был частым гостем в нашем порту в семидесятые годы прошлого века.

Пирин Люлин.JPG


PIRIN

PIRIN (1).jpg


General Cargo
IMO: 6521927
Flag: Bulgaria/Varna
AIS Vessel Type: Cargo
Gross Tonnage: 5786
Length Overall x Breadth Extreme: 126.02m × 17.66m
Year Built: 1965
Call-Sign: LZEX | Class.: LRS
GT 6119 | NT 3237 | dwt 9188
Loa 126,00 m | Lpp 118,00 m | Beam 17,70 m | Draught 7,60 m | Depth 10,21 m
Engine: 2-stroke-5-Cyl.-B&W/Mitsui Zosen-Diesel engine
– 3850 BHP - 13 kn
Shipbuilder: Hakodate Dock Co. Ltd., Hakodate/Japan – Yard No. 367 – Date of build Oct. 1965
Owner: Nav. Maritime Bulgare, Varna/Bulgaria (Bulgarian United Co. Shipbuilding & Shipping, Varna)
Historical data:
31.01.1998 broken up Mumbai (Deepak & Pradeep)

Photo: 1968 Kiel Bulk Carrier PIRIN passing Schülp near Rendsburg / Kiel Canal eastbound

PIRIN Кill.jpg


Эстафета поколений болгарского флота продолжается.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 49 (+49/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1678
Темы: 4
С нами: 7 лет 8 месяцев

#1605 AR88 » 18.12.2017, 20:52

Хорошо помню этот теплоход в первом поколении, и второй в нашем порту видел неоднократно. При упоминании об эстафете поколений, невольно напрашивается сравнение с нашим флотом.
AR88
Репутация: 24 (+25/−1)
Лояльность: 5 (+5/−0)
Сообщения: 733
С нами: 6 лет 1 месяц

#1606 evgeni » 19.12.2017, 23:09

А это первый болгарский "Пирин"

Pirin.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 49 (+49/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1678
Темы: 4
С нами: 7 лет 8 месяцев

#1607 evgeni » 19.12.2017, 23:10

evgeni писал(а):А это первый болгарский "Пирин"

Pirin.png

ЭСТАФЕТА!!!
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 49 (+49/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1678
Темы: 4
С нами: 7 лет 8 месяцев

#1608 metafizich » 20.12.2017, 13:11

А чьей он постройки, первый "Пирин"? Вроде похож на англичанина.
τὰ μετὰ τὰ φυσικά
metafizich
Аватара
Репутация: 18 (+18/−0)
Лояльность: 0 (+1/−1)
Сообщения: 540
С нами: 2 года 11 месяцев

#1609 evgeni » 20.12.2017, 13:17

У меня тут Болгарский архив. Половина на болгарском, половина на Английском. Перевожу потихоньку. До первого "Пирин"а не дошел.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 49 (+49/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1678
Темы: 4
С нами: 7 лет 8 месяцев

#1610 AR88 » 20.12.2017, 18:17

Самый первый "Пирин" я вижу впервые, думал что первым был тот, что японской постройки. По фото он очень напоминает "Смелу" и "Нежин" из флота АМП 60-70-х годов.
AR88
Репутация: 24 (+25/−1)
Лояльность: 5 (+5/−0)
Сообщения: 733
С нами: 6 лет 1 месяц

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей