«Припортовая металлургия получила развитие в Мариуполе на основе использования донецкого угля и керченской железной руды. Металлургический завод «Азовсталь» в середине 80-х годов получал ежегодно 70 % агломерата железнодорожным транспортом из Криворожья и 30 % морем из порта Камыш-Бурун (Крым). Морское расстояние между Керчью и Ждановым в 3 раза меньше, чем по железной дороге. Поэтому еще в 30-е годы в связи с разработкой Камыш-Бурунского железорудного месторождения (Крым) была организована перевозка на судах угля и руды. Керченская руда отличается небольшим содержанием железа и её применение в доменном производстве неэффективно. Поэтому с 1952 г. на горно-обогатительном комбинате получали агломерат, транспортируемый на специализированных судах по единственной в мире «огненной линии». В начале перевозили частично охлажденный (до 300 °С) агломерат, а после ввода в строй новой серии судов — при температуре до 800°С.
Грузооборот промышленных портов Азовсталь и Камыш-Бурун, обслуживающих «огненную линию», увеличился за период 1960 — 1990 гг. с 4,6 до 9,0 млн. т. Порт Азовсталь получал ежегодно 3,7 млн. т. агломерата и отправлял 200 тыс. т. стального крупногабаритного листа для судостроительных заводов Керчи, Феодосии, Николаева, Херсона и Севастополя. Технология доменного производства предъявляла высокие требования к ритмичности перевозок, а не к температуре агломерата. Однако морякам было невыгодно возить охлажденный агломерат, так как тогда отменялась дополнительная оплата за риск. В результате «огненная линия» стала очередной победой социалистической, но неэффективной экономики.»
«В начале шестидесятых на «Азовстали» нашли пути использования высокофосфористых керченских руд для выплавки качественного чугуна. И для бесперебойной работы азовстальских доменщиков необходима была ритмичная доставка агломерата по морю из Камыш-Буруна в Крыму в порт «Азовсталь». А именно этого ритма тогда не хватало. Нарушался он из-за того, что суда, работавшие на агломератной линии были старыми и изношенными и на них нередко случались аварии и неполадки. К тому же, все деревянные детали, соприкасавшиеся в трюмах судов с агломератом, охлажденным до 300 градусов горело. В связи с этим руководство «Азовстали» обратилось в Совет Министров СССР с просьбой обязать Министерство морского флота кардинально решить вопрос ритмичной доставки доменного сырья. И оно решило, передав из Северного пароходства Азовскому управлению девять лихтеров, грузоподъемностью 3 тысячи каждый, вместе с буксирами. Их надо было перегнать из Белого моря в Азовское, укомплектовать кадрами и переоборудовать, поскольку они не были приспособлены к перевозке агломерата. Все эти проблемы были решены, и первым после переоборудования ведомый буксиром лихтер «Мга» пришел в порт «Азовсталь» уже не с охлажденным, а с горячим агломераторм, а за ним последовали «Кола», «Кереть», «Оредеж», «Яна», «Абакан», «Рокша» и «Бея».»
Николай Руденко.
2005 год.
Так родилась легендарная «Огненная линия»!
лихтер Оредеж у Азовстальского причала.jpg
ЯНА 1961-1973
АБАКАН 1961-1973
БЕЯ 1961-1973
КЕРЕТЪ 1961- 1973
КОЛА 1961- 1973
МГА 1961-1973
ОРЕДЕЖ 1961- 1970
РОКША 1962- 1968 затонул а Азовском море
Лихтера на севере использовались с собственными грузовыми стрелами.
Перед судоремонтными заводами была поставлена задача переоборудовать их под горячий агломерат. Грузовые устройства срезали и из них сделали столбики, которые до недавнего времени служили на спуске Нахимова в порт в качестве отбойников.
Лихтер грузят в порту лесом.jpg
За счет воздушной подушки между корпусом и трюмом агломерат не успевал во время перехода сильно остывать. Сверху он покрывался коркой. Так горячим его и загружали в
Азовстальские ненасытные жерла.
Лихтер Бея в Камыш-Бурунском порту.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.