И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#31 Katerinka » 29.03.2012, 01:06

evgeni писал(а):Построен в 1953 году
а я и не знала... :sorry:
Спасибо за информацию! :Bravo:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 80 (+84/−4)
Лояльность: 65 (+66/−1)
Сообщения: 29345
Темы: 319
С нами: 7 лет 10 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#32 Роман » 29.03.2012, 15:32

Изображение
С 1954 года в СССР в эксплуатацию были введены новые цельносварные дизель-электрические ледоколы с четырьмя гребными винтами. Первый из этих ледоколов - "Капитан Белоусов", построенный в Финляндии по заказу СССР, спущен на воду 15 декабря 1953г. Наибольшая длина его составляла 83,16 м., ширина 19,4 м., высота борта до верхней палубы 9,5 м., средняя наибольшая осадка 7 м., водоизмещение 5360 т., мощность гребных винтов - 10500 л.с. На 1 т. водоизмещения корабля приходится 1,96 л.с. Новый ледокол имел два кормовых и два носовых винта. В начале 1955 года им пополнился флот Мурманского государственного морского арктического пароходства.

Изображение

Опыт эксплуатации ледокола во льдах Финского и Рижского заливов показал, что носовые винты эффективно обмывают обе скулы корабля, в связи с чем давление масс льда на корпус значительно уменьшается, а разламывание льда облегчается. Кроме того, принятое на "Капитане Белоусове" расположение гребных винтов увеличивало его маневренность.

Впервые вышедший в 1955 году на трассы Северного морского пути ледокол провел и отбуксировал во льдах большое количество судов. В эту арктическую навигацию мурманские ледокольщики в целом провели втрое больше транспортных судов, чем в навигацию 1954г.

Ледокол стоял у Новой Земли. 30 июля на леднике земли Георга разбился вертолет, перевозивший полярников с одной станции на другую. Когда он вылетел, резко изменилась погода. Лег сильный туман, пропала видимость. Пытаясь сесть, вертолет ударился о скалу. Погибли при аварии пилот и бортмеханик. После получения известия, с "Капитана Белоусова" шесть раз направлялись экспедиции на поиски, но они были безрезультатны. Седьмую возглавил старпом. 5 августа оставшиеся в живых, раненые восемь человек были обнаружены и спасены командой с л/к "Капитан Белоусов". После эвакуации людей, имущества Вавилов еще раз отправился в район катастрофы и далеко в стороне от места трагедии обнаружил в снегу женщину с перебитыми ногами. Она прикрыла ребенка, который еще не успел замерзнуть. Спасли и их. Впоследствии Евгению Анисимовичу была капитаном объявлена благодарность "за активное участие в поисках людей и имущества, их эвакуацию с потерпевшего аварию вертолета".

Изображение
В июле 1956г. "Капитан Белоусов" планово заходил в Хельсинки.

Арктическая навигация 1956 года из-за крайне сложной ледовой обстановки, какой не наблюдали с 1937г., началась на месяц позже, чем в предыдущем году. В августе в Арктике стояла уже настоящая зима. Появлявшиеся разводья тут же покрывались льдом, быстро заносимым снегом. Возвращение судов из Арктики из-за наступившего сильного похолодания началось уже в начале октября. Ледовая обстановка была настолько трудной, что ледоколам приходилось выводить суда по очереди на коротком буксире. Все это крайне затруднило доставку грузов в Арктику, вызвало ледовые повреждения судов.

Арктическая навигация 1957г. также проходила в сложных условиях. Особенно тяжелой была ледовая обстановка в море Лаптевых. Под действием ветров от северных румбов льды центрального полярного бассейна спустились далеко к югу и закрыли судоходную трассу. О безледокольном плавании не могло быть и речи. Более того, суд а двух первых караванов не столько шли за ледоколами, сколько вынуждены были дрейфовать вместе со льдами на юг. Напряженно трудились ледокольщики и моряки транспортных судов пароходства.

В конце навигации штаб морских операций был вынужден оставить в различных пунктах Арктики на зимовку несколько транспортов и ледоколы "Капитан Белоусов", "Капитан Ворони" и "Сибиряков". В сложных ледовых условиях при проводке последних судов они получили повреждения винтов и стали во льдах неподалеку от Тикси. Это была "последняя зимовка" ледоколов в Арктике. Здесь решено было произвести их ремонт и подготовку к очередной навигации. Самолетами доставили из Мурманска необходимые запасные части, оборудование, инструменты. В лютые 45-тиградусные морозы, в полярную ночь начались эти беспримерные в истории полярного мореплавания работы вдали от портов и ремонтных баз. Операцию возглавил на месте гл. инженер пароходства С.Н. Кузнецов. Предстояло на плаву сменить два гребных вала и семь винтов. Каждый из валов весил около 8 т. и располагался на несколько метров ниже ватерлинии. Тщательно была продумана технология ремонта, составлен четкий график работ. Здесь-то и пригодился Кузнецову опыт беспрецедентного ремонта на плаву ледокола "И. Сталин" в 1941г. Коченели руки и ноги у работавших в ледяной воде водолазов, смерзались воздухопроводные шланги. Но Н.М. Тюриков, С.Я. Неумоин и другие специалисты-подводники не выходили из воды, не выполнив сменного задания. Экипажи судов под руководством капитанов В.И. Поташникова, Ю.К. Хлебникова и Е.А. Вавилова зачастую работали в пургу, продолжавшуюся по 6 - 9 дней. Героически трудились механики С.А. Малаховский, В.А. Шестаков, Б. Федоров, моторист А.К. Монахов, матрос Н.Р. Киселев. В труднейших условиях все ремонтные работы были успешно завершены на 15 дней раньше графика.

Изображение

Изображение


http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=795
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 3 (+7/−4)
Лояльность: 102 (+114/−12)
Сообщения: 1433
Темы: 22
С нами: 6 лет 4 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#33 Ayvengo » 29.03.2012, 19:16

«Русское Судоходство», 1908, № 12, раздел «Наше судоходство», с.180:
К вопросу о ледоколах и ледокольной эскадре Черного моря. В отделе торгового мореплавания, как известно, возник проект учредить нечто вроде эскадры ледоколов Черного и Азовского морей, поставив во главе ее особого начальника-заведующего действиями этого «отряда». Проект этот, если и принесет пользу русскому черноморскому побережью, но Одесский порт от организации такой эскадры чувствительно пострадает. Дело в том, что судами отряда будут «Одесса», «Гайдамак», «Ледокол I» и «Ледокол IV». Из за первых двух судов уже давно идет распря между одесскими и николаевскими экспортерами. «Гайдамак» для Николаева безусловно слаб, «Одесса» же свободно ломает лед лимана и обеих рек, к тому же заметим, что многие зимы «Одесса» в одесском порту вовсе не имеет работы, тогда как в Николаеве (и Херсоне) имела бы всегда. Но вполне естественно, что как одесскому городскому управлению, принимавшему участие в постройке этого чудного ледокола (уменьш. типа «Ермак»), так и одесскому купечеству и управлению порта не особенно приятно отказаться от «Одессы», да еще в пользу конкурентов. К тому же для иностранных коммерсантов и арматоров постоянное пребывание в одесском порту такого сильного ледокола имеет импонирующее значение.
Вполне, конечно, естественно, что в случае открытия компании ледокольной эскадры главным «боевым» судном ее явилась бы «Одесса», так как даже новейший из ледоколов «Ледокол IV» (мариупольский), недавно выстроенный верфью «Ланге и сын», - оказался вполне неудачным.
В происходившем по этому поводу совещании выяснилось, что консула иностранных государств высказались в таком же смысле, как и одесские коммерсанты, т.е., что в случае ухода из одесского порта «Одессы» - фрахты значительно увеличатся и экспорт потерпит стеснения.
Не проще ли бы отдать отделу торгового мореплавания разрешить этот старый и острый вопрос о ледоколах постройкой нового ледокола типа «Одессы» для всего моря?
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" (c) Post
Ayvengo
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 46 (+46/−0)
Лояльность: 2 (+2/−0)
Сообщения: 2171
Темы: 3
С нами: 6 лет 6 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#34 evgeni » 29.03.2012, 20:17

На ледоколе Ф.Литке был легкомоторный самолет, который производил ледовую разведку.
На этом рисунке он хорошо виден. Самолет позволял легко находить затертые суда и выбирать оптимальный маршрут к ним.
Сегодня есть спутниковая навигация, вертолеты. А восемьдесят лет назад самолет на ледоколе
в Азовье это было супер!

Ие 074.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 36 (+36/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1320
Темы: 4
С нами: 6 лет 3 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#35 evgeni » 29.03.2012, 20:27

С 1987 по 1991 на Азовье работал однотипный с лк «Капитан Белоусов» лк «Капитан Воронин»!
Ледовая была очень сложная и «пара гнедых» едва справлялась.

ледокол Капитан Воронин.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 36 (+36/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1320
Темы: 4
С нами: 6 лет 3 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#36 evgeni » 29.03.2012, 20:36

С 1976 по 1988 гг. на ледовых трассах Азовского моря трудился лк «Капитан Косолапов».
Материал с сайта http://www.mmflot.com

Капитан Косолапов.jpg


О капитане Касолапове.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 36 (+36/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1320
Темы: 4
С нами: 6 лет 3 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#37 Роман » 30.03.2012, 05:36

evgeni писал(а):На ледоколе Ф.Литке был легкомоторный самолет, который производил ледовую разведку.
На этом рисунке он хорошо виден. Самолет позволял легко находить затертые суда и выбирать оптимальный маршрут к ним.
Сегодня есть спутниковая навигация, вертолеты. А восемьдесят лет назад самолет на ледоколе
в Азовье это было супер!


Изображение
Изображение
"А какие прекрасные помещения были на «Литке»: замечательно красивая просторная кают-компания, отделанная японцами в один из ремонтов под светлый орех с этакими словно тисненными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках, рядом курительный салон, пианино; менее обширная, но тоже отлично отделанная, уютная столовая , салон команды у передней переборки надстройки с огромными застекленными книжными шкафами, еще с одним пианино и кинобудкой; великолепный коридор командного состава, устланный ковровой дорожкой, начищенные уборщиками до золотистого блеска бронзовые дверные ручки, кожухи трубопроводов, симметрично проложенные по обеим сторонам коридоров; полированные поручни с металлическими накладками на переходах по трапам. Да, все это было прекрасно. И нас нимало не смущали наши тесные четырехместные каюты рядового состава.
Однако надобно заметить, что были и досадные несоответствия, вносившие определенный бытовой дискомфорт. Странно, но англичане-судостроители, уделяли чрезвычайно много внимания и мастерства отделке внутренних судовых помещений — салонов, столовых, украшениям коридоров и трапов, однако, кажется, вовсе не обращали серьезного внимания на хозяйственно-бытовые помещения: камбузы, хлебопекарню, холодильные камеры, ванные помещения, бани, особенно для рядового состава. Если не изменяет память, на 18—20 командиров была одна ванная комната (каюта) и ни одной для рядового состава. А единственная на судне баня вызывала массу нареканий. Это было огромное пустое помещение на нижней палубе со стальными переборками и подволоком, холодная цементная палуба. По углам — краны с холодной водой и четыре шланга с острым паром, несколько грубых скамеек и пара десятков маленьких помятых тазиков.
Можно представить, когда после ходовой морской вахты в эту баню вваливаются более двадцати человек, особенно чумазых кочегаров, механиков, машинистов, матросов. Баня сразу становится похожа на помещение для буйно помешанных. Прежде всего открываются паровые клапаны, и помещение быстро заполняется дико свистящим в резиновых шлангах паром. Видимость — ноль. Молодые, неугомонные, черные от угольной пыли кочегары, пользуясь отсутствием видимости, начинают хватать всех подряд своими чудовищно грязными руками. Расхватывают тазики, вырывают друг у друга паровые шланги. Кого-то уже слегка ошпарило, на другого «невзначай» вылили целый тазик холодной, как лед, воды (забортная вода в лучшем случае 3—5° выше нуля). Тут истинно выживают только сильные. Однако привыкаешь ко всему. Права была моя бабушка, приговаривая: «Привыкнешь, так и в аду хорошо!». Привычки, традиции, обычаи — великие регуляторы жизни общества".

(Леонид Селивёрстов "Из Поморья - в океан", Мурманск, 2005 г. 1000 экз.)

Изображение_p_p_ia_p_p_b_
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 3 (+7/−4)
Лояльность: 102 (+114/−12)
Сообщения: 1433
Темы: 22
С нами: 6 лет 4 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#38 Натали » 30.03.2012, 06:41

Спасибо, Роман и Evgeni!

В 1982 году ледоколы Капитан Белоусов и Капитан Воронин были переданы из
Мурманского в Азовское морское пароходство.
В 1994 году в связи с проблемами, опутавшими АМП, Капитан Белоусов был передан на баланс Мариупольского морского торгового порта, а Капитан Воронин , находившийся в работоспособном состоянии, был продан и отправлен в Индию на металлолом.
Впоследствии Капитан Белоусов был переведён под Морской Регистр Судоходства СССР, после чего зарегистрирован в Российском Морском Регистре Судоходства, а с 17 апреля 2002 года передан в Регистр Судоходства Украины

- источник, к сожалению, в свое время не записала.
Натали
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 153
С нами: 6 лет 5 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#39 evgeni » 02.04.2012, 19:51

Уважаемый Ayvengo задал вопрос: "Онега" вроде на Ейск ходила в 50-60-х? Очень востребованный был рейс!»
«С 1955 года, то есть с момента поступления в состав речного флота СССР "Онега" работала на линии Ростов - Керчь. В 1959 году теплоход поступил в состав Каспийского рейдового пароходства и стал обслуживать линию Астрахань - Баутино - Гурьев. В 1960-е годы "Онега" была передана в Одесский клуб юных моряков, но и в его составе оставалась недолго. Сгорел в конце 1970-х годов.»

Onega.jpg


Вместе с «Онегой» на линии Ростов - Керчь ходил теплоход болгарской постройки «Василий Коларов».В 1881 году его передали в Московский клуб юных моряков на Химкинском водохранилище. В 1993 году разделан на металл в Индии.

Василь Коларов.jpg


В 1970 году с Каспия на Азовье переводят тх «Худат» с новым названием «Миус» и портом приписки Жданов. Он работает на Азовье до 1974 года, а затем передано снова в Астрахань институту водных проблем. Затем в 1988 под названием «Акватория» в Астраханском морском училище. В 1997 году порезан на металлолом.

Миус.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 36 (+36/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1320
Темы: 4
С нами: 6 лет 3 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#40 evgeni » 02.04.2012, 19:53

В 1973 году получили первую «Комету 19», которая стала на эту линию.

Kometa -19.jpg



В 1974 «Комету 22», которая обслуживала линию Ростов – Ейск- Мариуполь.
В 2002 году «Комету 19» передали в Сочи. С 2004 она попала в Турцию под названием «Тrapesus – 2».
«Комета 22»тоже в Сочи. Стоит на причале.
В 1981 получили две новые Кометы -48 и 49.
Они ходили до Керчи, потом до Сочи и Ялты.
1998 их продали в Грецию. Название «Santa – 11 и 111».

Комета 22.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 36 (+36/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1320
Темы: 4
С нами: 6 лет 3 месяца

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя