И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Board index Мариуполь Старый Мариуполь

Moderators: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#31by Katerinka » 29.03.2012, 01:06

evgeni wrote:Построен в 1953 году
а я и не знала... :sorry:
Спасибо за информацию! :Bravo:
Учите историю, господа!
Katerinka
Reputation: 114 (+118/−4)
Loyalty: 76 (+77/−1)
Posts: 30823
Topics: 319
With us: 10 years 2 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#32by Роман » 29.03.2012, 15:32

Image
С 1954 года в СССР в эксплуатацию были введены новые цельносварные дизель-электрические ледоколы с четырьмя гребными винтами. Первый из этих ледоколов - "Капитан Белоусов", построенный в Финляндии по заказу СССР, спущен на воду 15 декабря 1953г. Наибольшая длина его составляла 83,16 м., ширина 19,4 м., высота борта до верхней палубы 9,5 м., средняя наибольшая осадка 7 м., водоизмещение 5360 т., мощность гребных винтов - 10500 л.с. На 1 т. водоизмещения корабля приходится 1,96 л.с. Новый ледокол имел два кормовых и два носовых винта. В начале 1955 года им пополнился флот Мурманского государственного морского арктического пароходства.

Image

Опыт эксплуатации ледокола во льдах Финского и Рижского заливов показал, что носовые винты эффективно обмывают обе скулы корабля, в связи с чем давление масс льда на корпус значительно уменьшается, а разламывание льда облегчается. Кроме того, принятое на "Капитане Белоусове" расположение гребных винтов увеличивало его маневренность.

Впервые вышедший в 1955 году на трассы Северного морского пути ледокол провел и отбуксировал во льдах большое количество судов. В эту арктическую навигацию мурманские ледокольщики в целом провели втрое больше транспортных судов, чем в навигацию 1954г.

Ледокол стоял у Новой Земли. 30 июля на леднике земли Георга разбился вертолет, перевозивший полярников с одной станции на другую. Когда он вылетел, резко изменилась погода. Лег сильный туман, пропала видимость. Пытаясь сесть, вертолет ударился о скалу. Погибли при аварии пилот и бортмеханик. После получения известия, с "Капитана Белоусова" шесть раз направлялись экспедиции на поиски, но они были безрезультатны. Седьмую возглавил старпом. 5 августа оставшиеся в живых, раненые восемь человек были обнаружены и спасены командой с л/к "Капитан Белоусов". После эвакуации людей, имущества Вавилов еще раз отправился в район катастрофы и далеко в стороне от места трагедии обнаружил в снегу женщину с перебитыми ногами. Она прикрыла ребенка, который еще не успел замерзнуть. Спасли и их. Впоследствии Евгению Анисимовичу была капитаном объявлена благодарность "за активное участие в поисках людей и имущества, их эвакуацию с потерпевшего аварию вертолета".

Image
В июле 1956г. "Капитан Белоусов" планово заходил в Хельсинки.

Арктическая навигация 1956 года из-за крайне сложной ледовой обстановки, какой не наблюдали с 1937г., началась на месяц позже, чем в предыдущем году. В августе в Арктике стояла уже настоящая зима. Появлявшиеся разводья тут же покрывались льдом, быстро заносимым снегом. Возвращение судов из Арктики из-за наступившего сильного похолодания началось уже в начале октября. Ледовая обстановка была настолько трудной, что ледоколам приходилось выводить суда по очереди на коротком буксире. Все это крайне затруднило доставку грузов в Арктику, вызвало ледовые повреждения судов.

Арктическая навигация 1957г. также проходила в сложных условиях. Особенно тяжелой была ледовая обстановка в море Лаптевых. Под действием ветров от северных румбов льды центрального полярного бассейна спустились далеко к югу и закрыли судоходную трассу. О безледокольном плавании не могло быть и речи. Более того, суд а двух первых караванов не столько шли за ледоколами, сколько вынуждены были дрейфовать вместе со льдами на юг. Напряженно трудились ледокольщики и моряки транспортных судов пароходства.

В конце навигации штаб морских операций был вынужден оставить в различных пунктах Арктики на зимовку несколько транспортов и ледоколы "Капитан Белоусов", "Капитан Ворони" и "Сибиряков". В сложных ледовых условиях при проводке последних судов они получили повреждения винтов и стали во льдах неподалеку от Тикси. Это была "последняя зимовка" ледоколов в Арктике. Здесь решено было произвести их ремонт и подготовку к очередной навигации. Самолетами доставили из Мурманска необходимые запасные части, оборудование, инструменты. В лютые 45-тиградусные морозы, в полярную ночь начались эти беспримерные в истории полярного мореплавания работы вдали от портов и ремонтных баз. Операцию возглавил на месте гл. инженер пароходства С.Н. Кузнецов. Предстояло на плаву сменить два гребных вала и семь винтов. Каждый из валов весил около 8 т. и располагался на несколько метров ниже ватерлинии. Тщательно была продумана технология ремонта, составлен четкий график работ. Здесь-то и пригодился Кузнецову опыт беспрецедентного ремонта на плаву ледокола "И. Сталин" в 1941г. Коченели руки и ноги у работавших в ледяной воде водолазов, смерзались воздухопроводные шланги. Но Н.М. Тюриков, С.Я. Неумоин и другие специалисты-подводники не выходили из воды, не выполнив сменного задания. Экипажи судов под руководством капитанов В.И. Поташникова, Ю.К. Хлебникова и Е.А. Вавилова зачастую работали в пургу, продолжавшуюся по 6 - 9 дней. Героически трудились механики С.А. Малаховский, В.А. Шестаков, Б. Федоров, моторист А.К. Монахов, матрос Н.Р. Киселев. В труднейших условиях все ремонтные работы были успешно завершены на 15 дней раньше графика.

Image

Image


http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=795
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Topic author
Reputation: 4 (+9/−5)
Loyalty: 149 (+162/−13)
Posts: 1628
Topics: 23
With us: 8 years 7 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#33by Ayvengo » 29.03.2012, 19:16

«Русское Судоходство», 1908, № 12, раздел «Наше судоходство», с.180:
К вопросу о ледоколах и ледокольной эскадре Черного моря. В отделе торгового мореплавания, как известно, возник проект учредить нечто вроде эскадры ледоколов Черного и Азовского морей, поставив во главе ее особого начальника-заведующего действиями этого «отряда». Проект этот, если и принесет пользу русскому черноморскому побережью, но Одесский порт от организации такой эскадры чувствительно пострадает. Дело в том, что судами отряда будут «Одесса», «Гайдамак», «Ледокол I» и «Ледокол IV». Из за первых двух судов уже давно идет распря между одесскими и николаевскими экспортерами. «Гайдамак» для Николаева безусловно слаб, «Одесса» же свободно ломает лед лимана и обеих рек, к тому же заметим, что многие зимы «Одесса» в одесском порту вовсе не имеет работы, тогда как в Николаеве (и Херсоне) имела бы всегда. Но вполне естественно, что как одесскому городскому управлению, принимавшему участие в постройке этого чудного ледокола (уменьш. типа «Ермак»), так и одесскому купечеству и управлению порта не особенно приятно отказаться от «Одессы», да еще в пользу конкурентов. К тому же для иностранных коммерсантов и арматоров постоянное пребывание в одесском порту такого сильного ледокола имеет импонирующее значение.
Вполне, конечно, естественно, что в случае открытия компании ледокольной эскадры главным «боевым» судном ее явилась бы «Одесса», так как даже новейший из ледоколов «Ледокол IV» (мариупольский), недавно выстроенный верфью «Ланге и сын», - оказался вполне неудачным.
В происходившем по этому поводу совещании выяснилось, что консула иностранных государств высказались в таком же смысле, как и одесские коммерсанты, т.е., что в случае ухода из одесского порта «Одессы» - фрахты значительно увеличатся и экспорт потерпит стеснения.
Не проще ли бы отдать отделу торгового мореплавания разрешить этот старый и острый вопрос о ледоколах постройкой нового ледокола типа «Одессы» для всего моря?
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" © Post
Ayvengo
Avatar
Location: западные предгорья Среднего Урала
Reputation: 75 (+75/−0)
Loyalty: 6 (+6/−0)
Posts: 2778
Topics: 3
With us: 8 years 9 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#34by evgeni » 29.03.2012, 20:17

На ледоколе Ф.Литке был легкомоторный самолет, который производил ледовую разведку.
На этом рисунке он хорошо виден. Самолет позволял легко находить затертые суда и выбирать оптимальный маршрут к ним.
Сегодня есть спутниковая навигация, вертолеты. А восемьдесят лет назад самолет на ледоколе
в Азовье это было супер!

Ие 074.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 62 (+62/−0)
Loyalty: 3 (+3/−0)
Posts: 1932
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#35by evgeni » 29.03.2012, 20:27

С 1987 по 1991 на Азовье работал однотипный с лк «Капитан Белоусов» лк «Капитан Воронин»!
Ледовая была очень сложная и «пара гнедых» едва справлялась.

ледокол Капитан Воронин.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 62 (+62/−0)
Loyalty: 3 (+3/−0)
Posts: 1932
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#36by evgeni » 29.03.2012, 20:36

С 1976 по 1988 гг. на ледовых трассах Азовского моря трудился лк «Капитан Косолапов».
Материал с сайта http://www.mmflot.com

Капитан Косолапов.jpg


О капитане Касолапове.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 62 (+62/−0)
Loyalty: 3 (+3/−0)
Posts: 1932
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#37by Роман » 30.03.2012, 05:36

evgeni wrote:На ледоколе Ф.Литке был легкомоторный самолет, который производил ледовую разведку.
На этом рисунке он хорошо виден. Самолет позволял легко находить затертые суда и выбирать оптимальный маршрут к ним.
Сегодня есть спутниковая навигация, вертолеты. А восемьдесят лет назад самолет на ледоколе
в Азовье это было супер!


Image
Image
"А какие прекрасные помещения были на «Литке»: замечательно красивая просторная кают-компания, отделанная японцами в один из ремонтов под светлый орех с этакими словно тисненными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках, рядом курительный салон, пианино; менее обширная, но тоже отлично отделанная, уютная столовая , салон команды у передней переборки надстройки с огромными застекленными книжными шкафами, еще с одним пианино и кинобудкой; великолепный коридор командного состава, устланный ковровой дорожкой, начищенные уборщиками до золотистого блеска бронзовые дверные ручки, кожухи трубопроводов, симметрично проложенные по обеим сторонам коридоров; полированные поручни с металлическими накладками на переходах по трапам. Да, все это было прекрасно. И нас нимало не смущали наши тесные четырехместные каюты рядового состава.
Однако надобно заметить, что были и досадные несоответствия, вносившие определенный бытовой дискомфорт. Странно, но англичане-судостроители, уделяли чрезвычайно много внимания и мастерства отделке внутренних судовых помещений — салонов, столовых, украшениям коридоров и трапов, однако, кажется, вовсе не обращали серьезного внимания на хозяйственно-бытовые помещения: камбузы, хлебопекарню, холодильные камеры, ванные помещения, бани, особенно для рядового состава. Если не изменяет память, на 18—20 командиров была одна ванная комната (каюта) и ни одной для рядового состава. А единственная на судне баня вызывала массу нареканий. Это было огромное пустое помещение на нижней палубе со стальными переборками и подволоком, холодная цементная палуба. По углам — краны с холодной водой и четыре шланга с острым паром, несколько грубых скамеек и пара десятков маленьких помятых тазиков.
Можно представить, когда после ходовой морской вахты в эту баню вваливаются более двадцати человек, особенно чумазых кочегаров, механиков, машинистов, матросов. Баня сразу становится похожа на помещение для буйно помешанных. Прежде всего открываются паровые клапаны, и помещение быстро заполняется дико свистящим в резиновых шлангах паром. Видимость — ноль. Молодые, неугомонные, черные от угольной пыли кочегары, пользуясь отсутствием видимости, начинают хватать всех подряд своими чудовищно грязными руками. Расхватывают тазики, вырывают друг у друга паровые шланги. Кого-то уже слегка ошпарило, на другого «невзначай» вылили целый тазик холодной, как лед, воды (забортная вода в лучшем случае 3—5° выше нуля). Тут истинно выживают только сильные. Однако привыкаешь ко всему. Права была моя бабушка, приговаривая: «Привыкнешь, так и в аду хорошо!». Привычки, традиции, обычаи — великие регуляторы жизни общества".

(Леонид Селивёрстов "Из Поморья - в океан", Мурманск, 2005 г. 1000 экз.)

Image_p_p_ia_p_p_b_
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Topic author
Reputation: 4 (+9/−5)
Loyalty: 149 (+162/−13)
Posts: 1628
Topics: 23
With us: 8 years 7 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#38by Натали » 30.03.2012, 06:41

Спасибо, Роман и Evgeni!

В 1982 году ледоколы Капитан Белоусов и Капитан Воронин были переданы из
Мурманского в Азовское морское пароходство.
В 1994 году в связи с проблемами, опутавшими АМП, Капитан Белоусов был передан на баланс Мариупольского морского торгового порта, а Капитан Воронин , находившийся в работоспособном состоянии, был продан и отправлен в Индию на металлолом.
Впоследствии Капитан Белоусов был переведён под Морской Регистр Судоходства СССР, после чего зарегистрирован в Российском Морском Регистре Судоходства, а с 17 апреля 2002 года передан в Регистр Судоходства Украины

- источник, к сожалению, в свое время не записала.
Натали
Reputation: 3 (+3/−0)
Loyalty: 4 (+4/−0)
Posts: 178
With us: 8 years 9 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#39by evgeni » 02.04.2012, 19:51

Уважаемый Ayvengo задал вопрос: "Онега" вроде на Ейск ходила в 50-60-х? Очень востребованный был рейс!»
«С 1955 года, то есть с момента поступления в состав речного флота СССР "Онега" работала на линии Ростов - Керчь. В 1959 году теплоход поступил в состав Каспийского рейдового пароходства и стал обслуживать линию Астрахань - Баутино - Гурьев. В 1960-е годы "Онега" была передана в Одесский клуб юных моряков, но и в его составе оставалась недолго. Сгорел в конце 1970-х годов.»

Onega.jpg


Вместе с «Онегой» на линии Ростов - Керчь ходил теплоход болгарской постройки «Василий Коларов».В 1881 году его передали в Московский клуб юных моряков на Химкинском водохранилище. В 1993 году разделан на металл в Индии.

Василь Коларов.jpg


В 1970 году с Каспия на Азовье переводят тх «Худат» с новым названием «Миус» и портом приписки Жданов. Он работает на Азовье до 1974 года, а затем передано снова в Астрахань институту водных проблем. Затем в 1988 под названием «Акватория» в Астраханском морском училище. В 1997 году порезан на металлолом.

Миус.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 62 (+62/−0)
Loyalty: 3 (+3/−0)
Posts: 1932
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#40by evgeni » 02.04.2012, 19:53

В 1973 году получили первую «Комету 19», которая стала на эту линию.

Kometa -19.jpg



В 1974 «Комету 22», которая обслуживала линию Ростов – Ейск- Мариуполь.
В 2002 году «Комету 19» передали в Сочи. С 2004 она попала в Турцию под названием «Тrapesus – 2».
«Комета 22»тоже в Сочи. Стоит на причале.
В 1981 получили две новые Кометы -48 и 49.
Они ходили до Керчи, потом до Сочи и Ялты.
1998 их продали в Грецию. Название «Santa – 11 и 111».

Комета 22.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Avatar
Reputation: 62 (+62/−0)
Loyalty: 3 (+3/−0)
Posts: 1932
Topics: 4
With us: 8 years 7 months

PreviousNext

Return to Старый Мариуполь

Who is online (over the past 5 minutes)

Users browsing this forum: AR88 and 8 guests

cron