И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#61 evgeni » 07.04.2012, 09:48

1 августа 1928 года по заказу Совторгфлота на Севастопольском морском заводе был заложен товаропассажирский теплоход для Азовско-Черноморской линии, получивший наименование «ЧАЙКА» (строительный № 80/36). Судно имело водоизмещение 2625 т (2121,5 брт), грузоподъемность 742 т, длину наибольшую 79,9 м, ширину наибольшую 12,04 м и осадку в полном грузу 4,0 м. Оно принимало на борт 24 человека в 1-м классе, 76 – во 2-м, 242 – в 3-м, а также 50-100 туристов на палубу. Экипаж составлял 62 человека. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Главные двигатели (2х715 л.с.) Харьковского паровозостроительного завода, построенные по системе Зульцера, обеспечивали теплоходу скорость хода в 12,4 узла.

Chajka_1931.jpg



С 1937 года «ЧАЙКА» получила новое имя, став теплоходом «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ». До конца 1939 года судно в паре с теплоходом «ДЕЛЬФИН», получившем в 1936 году название «АНТОН ЧЕХОВ», эксплуатировалось на экспрессной линии Ростов – Батуми.
По просьбе командования Черноморским флотом 29 октября 1939 года теплоход «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ» из АГМП был передан военным морякам, переименован в «ОСТРОВСКИЙ» и поставлен на переоборудование в минный заградитель.
В начале 1942 года корабль был поставлен на ремонт в ковше Туапсинского судоремонтного завода. 23 марта 1942 года досрочно отремонтированный ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» готовился к проведению испытаний на швартовых. На судне кроме команды находились бригады ремонтников и подростков из ремесленных училищ, заканчивающих отделочные работы.
Неожиданно, в 16 часов начался массированный налет немецкой авиации. В корабль сразу попало две бомбы, одна из них взорвалась под судном. Подброшенное, а затем опрокинутое взрывом, оно легло бортом на грунт. Оставшаяся над водой часть корабля загорелась. Прибывшие на двух машинах пожарные бросились спасать людей и начали тушение, но очередная бомба разметала людей и технику. Одна пожарная машина была посечена осколками, а вторая сгорела. Водолазы также пытались спасти людей с корабля, однако спасти удалось только 3 человек. Спасательная шлюпка с теплохода «ГРУЗИЯ», стоящего на ремонте рядом с минным заградителем, подобрала с воды восемь раненых и обожженных моряков. Около сотни рабочих, членов экипажа и пожарных погибло.
В 1946 году обгоревший остов минного заградителя «ОСТРОВСКИЙ» лежал правым бортом на грунте, а левый был над водой. Военные моряки-спасатели в августе-сентябре этого года с помощью взрывов разделили судно на части, подняли их и передали на металлолом.

тх Чайка.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#62 evgeni » 07.04.2012, 17:13

тх Львов Одесса.jpg



Мы, портовские пацаны знали наизусть расписание прихода этого белоснежного красавца.
Для нас он был воплощением красоты и совершенства морского судостроения.
Из окон моего класса очень хорошо виден внешний рейд и подходной канал.
Когда силуэт этого корабля появлялся на горизонте, школа для нас умирала.
Мы должны были встретить своего кумира лично. Швартовался он на первом или втором причале порта. Нас туда не пускали. Поэтому мы пробирались на деревянный мол, разделявший гавань судоремонтного завода от акватории порта и там ожидали. Сейчас на этом месте «пассажирский причал», на который тоже простому смертному не попасть. С этого мола хорошо видно причалы.

тх Львов у причала.jpg


А самые смелые раздевшись и прыгнув с пирса и проплыв 200 метров, могли дотронутся до стального корпуса своего любимца. Как это давно было! А вроде вчера?
Когда в шестьдесят четвертом он уходил в свой последний рейс плакали даже те, кто не плакал ломая руку! Это была Потеря Друга!
«Теплоходы не умирают! Они уходят в свой последний рейс, растворяясь в прибрежной дымке навсегда!»

Открытка 1956 г. тх.Львов.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#63 evgeni » 07.04.2012, 17:22

Обратимся к истории:
«Теплоход «Ciudad de Tarragona»
В августе 1933 года по заказу испанской средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea» на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии (Испания) под строительным № 21 был построен товаропассажирский теплоход «Ciudad de Tarragona» водоизмещением 2470 тонн, дедвейтом 536 тонн, длиной 75,9 м, шириной 11,14 м и осадкой 5,2 метра. Два дизеля Круппа общей мощностью 1500 л с обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла (10,7 узла экономического хода). После ввода в эксплуатацию «Ciudad de Tarragona» совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 229 пассажиров и 264 тонны грузов.


Ciudad de Tarragona.JPG


В июле 1938 года во время гражданской войны в Испании теплоход прибыл в Одессу с детьми, вывезенными из порта Картахена. В Одессе он встал на ремонт. После конфискации судна Советским Союзом предполагалось перевести его на Дальний Восток, как «Транспорт № 3». Но из-за сложной международной обстановки рейс был отменен, и 30 октября 1939 года после включения в состав ЧГМП НКМФ, «Транспорт № 3» с новым названием «Львов» был поставлен на Крымско-Кавказскую линию. В свой последний предвоенный рейс «Львов» вышел из Одессы 20 июня 1941 года. В Керчи рейс прервался в связи с началом войны, и теплоход поставили на переоборудование в плавбазу подводных лодок. С 11 июля 1941 года «Львов», перешедший в Балаклаву, обеспечивал базирование подводных лодок типа «М» XII серии 7-го дивизиона ПЛ ЧФ. Теплоход окрасили в шаровой цвет и вооружили, установив в корме одно 76,2 мм орудие, в носу два 45 мм орудия и на мостике пулемет ДШК. В конце октября вражеские войска подошли к Севастополю и 3 ноября подводные лодки ушли из Балаклавы на Кавказ. На следующий день «Львов», погрузив на борт демонтированное оборудование береговой базы, перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали. Функции плавбазы теплоход исполнял до 17 декабря 1941 года.

П.Львов.jpg


23 декабря 1941 года «Львов» передали медицинской службе Черноморского флота и переклассифицировали в санитарный транспорт. На нем была развернута операционная и три перевязочных. Медицинский персонал состоял из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров.
На транспорте дополнительно установили два 45 мм и два 20 мм зенитных орудия, а также четыре 7,62 мм зенитных пулемета. Экипаж насчитывал 108 человек. Судно выполнило 35 эвакорейсов – в 1941 году 3, в 1942 году 24, в 1943 году 8. Основные из них – из Севастополя 12 (2582 чел.), с Керченского полуострова 10 (3844 чел.), между портами Кавказского побережья 13 (6005 чел.). «Львов», действуя в прифронтовой полосе, доставил к линии фронта тысячи бойцов и командиров, большое количество боеприпасов и продовольствия. 15 августа 1942 года в Сухуми во время погрузки на борт снарядов и мин в транспорт попали две бомбы. Они разрушили кормовую надстройку, вызвали сильный пожар. 9 моряков было убито, 15 ранено. Экипаж, отражая атаки самолетов, справился с огнем и теплоход на буксире БТЩ «Защитник» 16 августа был уведен на ремонт в Поти.
25 сентября 1942 года у Хосты на теплоход было сброшено более 100 бомб. Судно получило много повреждений и стало тонуть. Посадив его на мель, экипаж заделал пробоины и вечером 26 сентября, сдернутое с мели спасателем «Меркурий», было отбуксировано на ремонт в Поти, а затем в Батуми. Ремонт был закончен к 27 января 1943 года. 18 февраля 1943 года на переходе из Сухуми в Геленджик «Львов» был атакован вражескими торпедными катерами. Он уклонился от 10 торпед и вместе с кораблями охранения отогнал противника. В мае 1944 года за свой ратный подвиг теплоход был награжден орденом «Красного Знамени». В этом же году, как санитарный транспорт, он был расформирован.

Lvov.JPG



После окончания войны израненное судно, в 1946 году возвращенное ЧГМП, поставили на капитальный ремонт. После его завершения теплоход «Львов» в 1947 году вышел в свой первый послевоенный рейс по маршруту Одесса – Батуми. В 1950 теплоход прошел очередной ремонт. 12 мая 1952 года теплоход в Одессе был передан в состав Азовского государственного морского пароходства. С этого времени он начал обслуживать пассажирскую линию Жданов – Сочи, а с 1955 года Одесса – Жданов – Сочи.
В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации. 11 октября 1964 года «Львов» ушел в свой последний рейс по местам боевой славы судна. После этого теплоход был поставлен на отстой. Позже «Львов» на долгие годы стал рестораном и гостиницей в Херсоне, а затем был передан херсонским школьникам для изучения морского дела. В 80-х годах ржавый корпус судна, брошенный у причала ОСВОДа в районе гидропарка города Херсона, затонул и после подъема службой АСПТР ЧМП передан на слом.» © Трифонов Ю.Н.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#64 Натали » 07.04.2012, 17:47

Евгений - :good: :good: :good: Спасибо!
Натали
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 153
С нами: 6 лет 2 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#65 Naily58 » 09.04.2012, 17:59

Изображение
"Ленин". Первая страница ежегодного журнала Совторгфлот (1927)

Пароход "Ленин" (бывший "Симбирск").

Габариты: 94,80 м х 12,60 м х 5,70 м
Скорость: 16,5 узлов
Построен: в 1909 году на верфи в Данциге, Германия.
Владелец: "Доброфлот" (Россия) для грузо-пассажирской линии между русскими портами Черного моря и Дальнего Востока (до 1914 года).

07.09.1923 переименован в "Ленин". Первое плавание из Владивостока в Японию с первой партией груза помощи японским рабочим - жертвам землетрясения (стоимость товара 200 000 рублей золотом). Груз не был принят японскими властями, и корабль вернулся в Россию.
С 1923 года (по другим источникам с 1925) пароход был переведен в Черное море, где обслуживал отделение Совторгфлота (позже Черноморского государственного пароходства), эксплуатируясь на линии между русскими портами Черного моря. Пароход "Ленин" упоминается в биографиях Маяковского (русский поэт, 1927), Сергея Королева (главный конструктор космических ракет, 1928), советских писателей (К.Жакова «Сквозь строй жизни», И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев »).

Изображение
Ривьера с моря. Пароход "Ленин" в Сочи. Открытка. Издательство "Изогиз" 1934.

Первый рейс парохода "Ленин" во время второй Мировой Войны из Одессы в МАРИУПОЛЬ датируется 12.07.1941.
Второй и последний рейс: погрузка на борт началась 22.07.1941, завершена 24.07.1941 в 22:00. Судно вышло ИЗ МАРИУПОЛЯ через Севастополь в Ялту.
Неизвестное дополнение:
Только 482 пассажира имели билеты. Однако многие пассажиры были приняты без билетов - представители органов власти и члены их семей, семьи членов экипажа, дети и многие другие. До 1200 человек из резерва Красной Армии были также подобраны. Пароход "Ленин" отплыл ИЗ МАРИУПОЛЯ в качестве флагмана конвоя торговых судов, в составе "Ленин", "Ворошилов", "Березина" и 2-х барж.
Двигатель "Ворошилова" был поврежден и "Ленину" пришлось буксировать его до Севастополя. 27.07.1941 "Ленин", "Ворошилов" и еще один пассажирский корабля "Грузия", а также лодка военно-морского флота СКА-026 вышли из Севастополя в Ялту. В тот же день, в 23:33 корабль получил смертельный взрыв неизвестной природы и затонул в течение 7-10 минут.
По официальным данным потеря "Ленина" могла произойти из-за навигационной ошибки лоцмана лейтенанта И.И. Свистуна, который изменил маршрут и направил корабль в район нахождения советских мин. Лейтенант И.И. Свистун был арестован и расстрелян 24.08.1941 в соответствии с решением военного суда.
Однако, по данным других источников (Gerd Enders. German submarines in Black Sea) корабль был торпедирован и потоплен румынской одводной лодкой Delfinius, что не подтверждено румынским флотом.
По официальным данным 43 члена экипажа и около 600 пассажиров были спасены, но по меньшей мере 49 членов экипажа и 900 пассажиров погибли (согласно неофициальным источникам - потери составили до 4600 пассажиров).

Изображение
Ривьера с моря. Пароход "Ленин" в Сочи. Открытка. Издательство "Изогиз" 1934.

http://www.shipsnostalgia.com/guides/Soviet_Merchant_Marine_Losses_in_WW2_(Black_Sea)
Последний раз редактировалось Naily58 09.04.2012, 18:27, всего редактировалось 3 раз(а).
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Аватара
Репутация: 15 (+15/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 373
Темы: 9
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#66 Naily58 » 09.04.2012, 18:08

Изображение

Еще одна версия (более подробная) гибели парохода "Ленин" здесь:
http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mor ... icle/2578/

Рекомендуется к прочтению. :good:
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться. Станислав Ежи Лец
Naily58
Аватара
Репутация: 15 (+15/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 373
Темы: 9
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#67 Andreyxxl » 10.04.2012, 15:13

не в тему... но тоже про "кораблик" http://channel.nationalgeographic.com/c ... -timeline/
Andreyxxl
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 169
С нами: 6 лет 2 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#68 evgeni » 13.04.2012, 20:25

Совсем недавно в Мариупольском порту было судно снабжения.
Называлось оно «Юпитер».

Юпитер судно снабжения Мариупольского порта 1986 год.jpg



Мой сосед работал там механиком.
Он рассказывал, что неказистый с виду теплоходик когда то был пассажирским и совершал рейсы между портами Азовья.
Мы думали, что это обычный морской треп. А оказалось, правда!
Взгляните на этот «битюжок». Кто может узнать в нем пассажирский теплоход?

Юпитер в Мариупольском порту 2 причал.JPG



Вот он подходит с пассажирами на борту ко второму причалу Мариупольского порта. Удивительная метаморфоза!

Вот, что пишет о нем Юрий Трифонов:

"В 1936 году по заказу судоходной германской компании «Förde-Reederei GmbH» из Фленсбурга на верфи «G Renck Hamburg» в Гамбурге (Германия) развернулось строительство пассажирского теплохода прибрежного плавания по нетрадиционному проекту(стр № 634). В мае 1937 года судно под названием «Mürwik» было спущено на воду.Теплоход валовой вместимостью 160 брт, длиной 26,17 м, шириной 6,50 м мог принимать на борт 416 пассажиров. Дизельный двигатель мощностью 220 э.л.с. обеспечивал судну скорость хода в 8,0 узлов. Экипаж 6 человек.В июле 1937 года теплоход был передан заказчику. Плоскодонное судно из-за неудачной конструкции было тяжело в управлении. На него оказывала влияние ветровая нагрузка, не позволяющая судну двигаться строго по курсу. Несмотря на это теплоход начали интенсивно использовать как экскурсионное судно. Совершались также дальние специальные рейсы в Данию."

Muerwik1.jpg



"После начала второй мировой войны «Mürwik» был мобилизован в состав Кригсмарине и до конца войны использовался в качестве навигационного судна в зоне Кильского канала. После капитуляции Германии в мае 1945 года судно было захвачено британскими оккупационными властями и переименовано в «Sea Horse».В 1946 году в соответствии с решением союзников теплоход по репарации был передан Советскому Союзу. Под названием «Юпитер» его в 1947 году включили в составе судов Сочинского пароходства По состоянию на 1 января 1948 года судно принимало на борт 220 пассажиров. Позже пассажирский теплоход передали в состав Азовского государственного морского пароходства Наркомата морского флота СССР. «Юпитер» начал службу по перевозке пассажиров между портами Керчь, Тамань и Темрюк. В 1956 году во время ремонта на судне был установлен новый дизельный двигатель 1Д 4Т. Портом приписки теплохода был Жданов.
В конце 1960-х годов бывший пассажирский теплоход «Mürwik» закончил свою службу в порту Керчь. Судно должны были разобрать на металлолом на Керченском СРЗ. Однако судьба старого теплохода на этом не закончилась. Обследовав корпус судна, комиссия установила, что «Юпитер» еще может послужить. Его перестроили в судно снабжения и передали Мариупольскому порту. Там теплоход встретил свой 50-летний юбилей и продолжал эксплуатироваться до конца ХХ века."
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#69 evgeni » 16.04.2012, 18:47

Таганрогские послевоенные портовские пацаны хорошо помнят плавучую спортивную базу СРЗ.
В начале шестидесятых с ее полузатонувшего борта приходилось прыгать и мне.
А у этого пароходика была славная трудовая и боевая история!
После войны пассажирские перевозки на Азовском море пароходство начало в 1948 году, поставив на линию Ростов – Ейск - Керчь восстановленный пароход «Советская Буковина». Пароход имел малую осадку и заходил во все порты и портпункты Азовского моря.

пх Советская Буковина.jpg



СОВЕТСКАЯ БУКОВИНА
Водоизмещение ок. 180 т. Размерения 30.6 х 5.58 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная, 250 л.с. Скорость 16 км/ч (8,6 узла).
Бывший румынский пассажирский пароход "Principele Nicolae". Построен в 1885 г. в Германии. После присоединения Бессарабии к СССР вошел в состав Черноморского пароходства. 25.06.1941 г. мобилизован, переоборудован в санитарный транспорт и вошел в состав Дунайской флотилии. В июле 1941 г. совершил переход в Одессу, оттуда в Очаков, а затем - в Николаев для ремонта. Кратковременно на судне был развернут плавучий госпиталь Дунайской флотилии, а затем оно использовалось для эвакуации раненых. В сентябре 1942 г. на пароходе размещался 51-й базовый лазарет. В сентябре 1944 г. санитарный транспорт расформирован. После окончания войны до 1947 г. использовался в качестве штабного корабля Дунайской флотилии, после чего был передан Азовскому пароходству. Прошел капитально-восстановительный ремонт и с 1948 г. работал на местных линиях. В 1955 г. выведен из эксплуатации и передан Таганрогскому судоремонтному заводу в качестве плавучей спортивной базы. Весной 1962 г. сел на грунт, в том же году поднят и сдан на слом.

Советская буковина в порту.jpg


Вот заметка о экипаже парохода из военной газеты:"Пароход «Советская Буковина» в одном из дунайских портов оказался под двойным огнем — с воздуха и с вражеских батарей. Судно находилось под грузовыми операциями. В результате обстрела среди экипажа оказались убитые и раненые, в том числе капитан и старший механик. На судне осталось всего семь человек, в машине — один кочегар Н. Д. Дыга. Он проявил находчивость и смелость, заменил механиков, машинистов и кочегаров, в течение трех суток не отходил от котла и машин и обеспечил прибытие парохода в место назначения..."
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#70 evgeni » 18.04.2012, 21:04

После Октября, с 1927 года, Азовское морское пароходство стало осуществлять пассажирские перевозки своими судами, восстановив пароход «Императрица Мария» и дав ему имя «Красный моряк». Этот пароход брал на борт 262 пассажира и совершал рейсы из Ростова в Керчь с заходом в Ейск.

Пароход Красный Октябрь.jpg


Легендарный колесный пароход «Красный моряк» вмещал палубных пассажиров 192 человека. Еще с царских времен остались каюты 2-3 класса –на 63 человека. У этого корабля интересная история. Он построен в Австрийской империи, в Триесте, в 1859 году. Первоначально носил женское имя – «Императрица Мария». В 1908 году пароход сочли старым и отвели на консервацию в Ростов-на-Дону. Так и пропал бы пароход, но судовой механик Краснов купил его, отремонтировал и назвал «Неожиданный». Корабль вернулся на Азовье и прослужил много лет. После революции бывшая «Императрица» стала «Красным моряком».

Красный октябрь - модель.jpg


«КРАСНЫЙ МОРЯК», груз.-пасс. п/х, 348 брт (250 пасс.), АГМП. Дата и место гибели - 12.05.42, Азовское море, рейд порта Темрюк. Затонул во время выгрузки раненых в результате попадания авиабомб. Погибло 4 члена экипажа. Сведений о погибших пассажирах нет. В 1947 г. был поднят АСС ЧФ и поставлен на прикол, в марте 1952 г. разрезан на металлолом.

Земляк «Красного моряка», тоже уроженец Триеста 1890 года, колесный пассажирский пароход «Киев» белые угнали из Мариуполя за границу в 1919, но затем его удалось вернуть. «Киев» вмещал 150 чел., возил народ из Мариуполя в Ростов и обратно. Был одним из основных грузопассажирских перевозчиков на Азовье после войны.

Киев кп.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость