И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#71 evgeni » 19.04.2012, 20:53

Еще один «Николай Островский», но уже трофейный «румын», с 1946 по 1953 год возил мариупольцев в Ростов и обратно. До того, как перейти к Союзу, он назывался «Принцесса Мирчи». Была «принцесса» миниатюрной (115 пассажиров) и не первой свежести (1913 года постройки). Поэтому через шесть лет эксплуатации в АГМП ее списали на лом.

Н. Островский.jpg


Н.Островский у пассажирского причала мариупольского порта.
Еще деревянный причал! На деревянных сваях. Я его помню. Когда шли по причалу доски скрипели и плескалась вода под ногами.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2011 Столице моего родного Приазовья исполнилось четыреста лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 27 (+27/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1204
Темы: 4
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#72 evgeni » 19.04.2012, 21:11

Газета "Водный транспорт" от 20 января 1979 года опубликовала вот такой интересный исторический материал моториста Азовского морского пароходства А. Шумского.

За Регистровым номером ОДИН.

"Моряки, совершающие регулярные рейсы из Азовского моря в Черное и обратно, хорошо знакомы с возвышающейся над мысом Фонарь башней Еникальского маяка. А на противоположном берегу Керченского пролива виден еще один маяк - Ахиллеон, расположенный на одноименном мысе. Однако, далеко не все, разве что только мореходы старшего поколения знают о том, что в составе флота Азовского морского пароходства было судно, носившее имя "Ахиллеон".
Весьма интересна биография этого парохода. Построенный в 1869 году на одной из зарубежных судоверфей, он тогда же был приобретен для российского флота.
Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Имея уже тогда достаточно солидный возраст, "Ахиллеон" неутомимо служил молодой Стране Советов. В дни первых пятилеток паровая шхуна несла свою мирную трудовую вахту, доставляя народнохозяйственные грузы в Таганрог , Бердянск, Керчь, Ейск. А когда в 1941 году над Родиной нависла смертельная опасность, экипаж переключился на доставку военного снаряжения. Суровое то было время. Трудно сказать, сколько раз бомбили это маленькое старое суденышко, сколько выпустили фашисты по нему снарядов и мин.
Залечив боевые раны, "Ахиллеон" опять вошел в строй действующих. Морской флот страны понес большие потери в годы войны, поэтому в ход шли даже такие суда - ветераны. Но, наступил момент, когда паровая шхуна, верой и правдой отслужившая 88 лет, вышла в свой последний рейс. Вот как рассказал об этом ветеран Азовского морского пароходства Владимир Васильевич Великанов, последний капитан "Ахиллеона": - Я был назначен на судно в январе 1957 года. Почти девять десятилетий работал пароход. В то время никто даже и не представлял, что это, видавшее виды суденышко является самым старым в составе флота СССР. Но именно так оно и было. Когда начали оформлять в инспекции Регистра документы на последний разовый переход от порта Жданов до Керчи, то выяснилось, что "Ахиллеон" имел регистровый номер один (!) А это значило, что паровая шхуна была первым судном, которое было взято на учет Регистром СССР. И именно с него начался отсчет всех последующих пароходов и теплоходов, который и ведется по сегодняшний день."
г.Жданов


Аххилеон пар-шх.jpg




АХИЛЛЕОН
Полная вместимость 347 брт. Размерения 63.4 х 8.1 х 2.9 м. ГЭУ котломашинная, 32 н.л.с.
Грузовой пароход. Построен в 1869 г., перестроен в 1910 г. (Линц, Австро-Венгрия). В 1930-х гг. ходил в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота (приписка к порту Одесса), затем Черноморского государственного морского пароходства, а с 1940 г. - Азовского государственного морского пароходства (приписка к порту Ростов-на Дону). Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. С 18.09.1943 г. и до конца военных действий на Черном море числился в составе ЧФ.


А вот еще интересный материал: "Осенью 1920 года эвакуация Добровольческой армии белых проходила и из Евпатории.
Предлагаю Вашему вниманию материал о том периоде.
"Секретным отношением начальника штаба Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России от 4 апреля 1920 года за №002430, на имя командующего флотом, Главнокомандующий приказал, соблюдая полную секретность, в кратчайший срок подготовить соответствующий тоннаж для перевозки, в случае необходимости, 60 тысяч человек в Константинополь. Для этого предлагалось распределить нужный тоннаж по предполагаемым портам посадки с таким расчетом, чтобы было можно начать посадку на суда через четыре-пять дней после начала нашего отхода с перешейков. При этом давались следующие данные по портам: из Керчи - 12 тысяч человек, из Феодосии - 15 тысяч, из Ялты и Севастополя - 20 тысяч, из Евпатории - 13 тысяч человек.

Выполняя эту директиву главного командования и исходя из цифры 98 тысяч, распределение тоннажа было составлено следующее, в которое еще должны были войти суда, истребованные дополнительно в Черное море. Число людей и суда:
Керчь: паровые шаланды «Ахимион» [вероятно имелся в виду «Ахиллеон»?], «Гординия», «Конка», «Корсунь», «Танаис», пароходы «Бабушка», «Вестник», «Королевич Александр», «Принцип», паровые шхуны «Астрея», «Павел», «Пандия», «Святой Николай», «Яков», «Любовь».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2011 Столице моего родного Приазовья исполнилось четыреста лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 27 (+27/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1204
Темы: 4
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#73 Натали » 20.04.2012, 06:47

evgeni, спасибо большущее! Искала эти фотки по всему Инету и по музеям, но бестолку.
Натали
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 151
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#74 evgeni » 20.04.2012, 07:39

Последние фотографии (на голубом фоне) любезно предоставил директор морского музея ОНМА Виталий Торорощенко.
Большое ему спасибо!
14.09.2011 Столице моего родного Приазовья исполнилось четыреста лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 27 (+27/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1204
Темы: 4
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#75 evgeni » 20.04.2012, 07:48

Азовское море - место загадочное, хранящее в себе много тайн. Во время Великой Отечественной войны здесь затонуло большое количество кораблей, которые до сих пор лежат на дне. Чтобы узнать их историю и судьбу экипажа, в июне 2011 года 40 добровольцев со всех уголков России отправились в подводную экспедицию, которую назвали просто - «Неизвестный Азов». Погружаться стали в районе села Кучугуры, что под Темрюком в Крансодарском крае.У мыса Ахиллеон, на глубине четырех метров, дайверы нашли остов неизвестного семидесятиметрового судна постройки конца 19-го века. Корабль хорошо сохранился. В центральной части - паровой котел, в носовой - два адмиралтейских якоря. По дате и размерам постройки, по некоторым предметам удалось установить, что это - «Пенай», трагически погибший корабль. Мы стали поднимать архивы и узнавать историю этого судна, - вспоминает Александр Елкин. - «Пенай» был спущен на воду в 1981 году. Это бывший грузопассажирский пароход Наркомата морского флота. 25 декабря 1941 года он принял на борт боеприпасы и 700 бойцов со снаряжением и вышел из Темрюка к северному берегу Керченского полуострова. Там, у мыса Зюк, была высадка десанта. Одновременно с «Пенаем» к месту высадки до рассвета должны были подойти три сейнера, которые помогли бы перевести войска с судна на берег. Но в точке «Пенай» никто не ждал. Получается, несколько сотен человек обрекли на верную смерть. Корабль стал маневрировать вдоль берега, попал под обстрел авиации, начался пожар. Люди выбрасывались за борт. В результате полученных повреждений горящий «Пенай» выкинуло на берег у мыса Ахиллеон. 110 десантников и три члена экипажа погибли.

перед погружением.jpg


По данным гидролокации, у подножья мыса Ахиллеон лежат останки двух судов на расстоянии 85 метров друг от друга.

Вот он - Пенай на дне.jpg



Пенай

Бывший азовский грузопассажирский пароход, мобилизованный 12.11.1914 г. Спущен в 1891 г. (Гамбург/Блом и Фосс). Фактически использовался в качестве плавбазы подводных лодок в Балаклаве, а также для пристрелки торпед. В 1917 г. перечислен в транспорты. В 04.1919 г. уведен интервентами за границу. .
Тактико-технические характеристики Тип «Пенай»
Водоизмещение, т 1045
Длина, м 52
Ширина, м 8,2
Осадка, м 4,3
Паровая машина мощностью, л.с. 1250
Скорость, узлов 8,5
Дальность плавания (на 6 узлах), миль 2500
Экипаж, чел. 5/45
Вооружение: 1 торпедный аппарат 456

пароход ПЕНАЙ.jpg



п/х Пенай 1910-1941(ех Peters 1891-1903,ex Екатерина 1903-1910,Пенай 1910-1923,Ettehade 1923-1924, ех Кубсоюз 1924-1926 )
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2011 Столице моего родного Приазовья исполнилось четыреста лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 27 (+27/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1204
Темы: 4
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#76 Натали » 20.04.2012, 17:48

Я так и поняла. Да, в музее хорошая подборка материалов и фоток. Спасибо Вам и удачи в поиске новых материалов!
Натали
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 4 (+4/−0)
Сообщения: 151
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#77 Станислав » 23.04.2012, 14:19

Названия катеров к сожалению не разобрать.
Изображение
Станислав
Откуда: Мариуполь
Репутация: 0 (+0/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 726
Темы: 2
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#78 Ayvengo » 23.04.2012, 21:32

Интересное фото,Станислав!наверно, какие-то организованные отдыхающие ( судя по сгруппированности на камеру и парню с гитарой) :ROFL: Это похоже на городской пляж.Вот "Ромашка" как раз в те годы и подходила к такому же пирсу на горпляже.Нас классная руководительница выгуливала на "Ромашке" от водной КХЗ .Эх,60-е... :cry:
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" (c) Post
Ayvengo
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 37 (+37/−0)
Лояльность: 2 (+2/−0)
Сообщения: 2035
Темы: 3
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#79 evgeni » 25.04.2012, 20:12

На фото старый, деревянный мостик у ЖСРЗ. Сейчас там ворота и стена до моря.
Ставили его каждую весну, а осенью демонтировали и складывали на мол.
Часть старого мола видна на нижнем срезе фото. Частокол старых деревянных свай сохранился до сих пор. На этих сваях портовские мальчишки собирали морскую траву. В ней хорошо в летнюю жару сохранялись морские черви и креветка для рыбалки.
А в конце мостика стоят два пассажирских катера прибрежного плавания. Слева «Чайка», а справа «Азовсталец». На них можно было в шестидесятые-семидесятые годы совершить морскую прогулку. На «Чайке» до комсомольского пляжа. Там тоже весной ставили деревянный мостик, а осенью его демонтировали и на плашкоуте перевозили к ЖСРЗ. В начале семидесятых на комсомольском произошел обвал грунта и мостик перестали ставить. Тогда «Чайка» просто совершала обход вокруг порта и возвращалась.
« Азовсталец» совершал «рейс» до канала с заходом в азовстальскую гавань и назад.
Позже, когда построили бетонный причал на азовстальской водной его перевели туда.

Чайка.jpg


«Чайка» у набережной пристани.

Аркадия.jpg



«Чайка»
Морской прогулочный теплоход
Флаг - Украина. Проект – 485, тип АРКАДИЯ
Серия малых пассажирских катеров типа "Аркадия" начала строиться в Одессе с 1953 г. Серийное производство началось в 1957 г. Кроме Одессы, катера этого типа выпускались в Батуми и Херсоне (1 шт. - катер "Сокол").

Гранит (Алмаз).jpg



«Азовсталец»
Тип "Алмаз" (проект 227)
Серия средних пассажирских катеров типа "Алмаз" начала строиться в Таганроге с 1953 г. Серийное производство началось в 1954 г. Кроме Таганрога, катера этого типа выпускались в Батуми, двигатели для них - в Барнауле.


Типы / характеристики "Алмаз" "Аркадия"
Годы постройки 1953-59 1953-64
Проект (ЦКБ-51**,
ЦПКБ-3*, ЧЦПКБ) 227/245* 485*
Длина, м 26,8 24
Ширина, м 5,2 4,4
Высота борта, м 2,8 2,1
Осадка, м 1,6-1,8 1,3-1,5
Водоизмещение,т.(бр) 103-107 54
Мощность, л.с. 300 150
Двигатель, тип 3Д12 3Д6
Макс.скорость, узлов 11,8 10,5
Дальность плав.,миль 600
Экипаж, чел. 8+1 4+1
Вместимость, чел. 123 90
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2011 Столице моего родного Приазовья исполнилось четыреста лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 27 (+27/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1204
Темы: 4
С нами: 5 лет 10 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#80 evgeni » 27.04.2012, 21:20

Колесный товаро-пассажирский пароход «Граф Тотлебен» В 1880 году, по заказу РОПИТ на верфи «Samuda Brothers» в Лондоне (Англия) был построен двухпалубный колесный почтово-пассажирский пароход «Граф Тотлебен». После сдачи заказчику «Граф Тотлебен» начал работать на почтово-пассажирских линиях Черноморья. По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Одессе пароход числился под № 451, а в 1904 году — под № 161.
В 1894 году пароход прошел капитальный ремонт с заменой котлов. Не пострадавший за годы Первой мировой войны «Граф Тотлебен» после Февральской революции 1917 года был переименован в честь выдающегося древнерусского историка — «Нестор-летописец». В конце Гражданской войны во время эвакуации Белой армии из Одессы экипаж судна сделал все возможное, чтобы пароход не увели за границу. Согласившись идти в Севастополь, моряки вывели пароход в море, но в пути появились «серьезные неисправности» в машине, а немного погодя «полетели» колесные плицы, «заклинило» рулевое управление. В результате «Нестор-летописец» вынужден был вернуться в порт и исправное судно досталось Красной армии.

пароход Граф Тотлебен.jpg


Фото парохода «Граф Тотлебен»


Его вскоре мобилизовали, включили в состав плавсредств Морских сил Черного моря. Однако уже в начале 1921 года «Нестор-летописец» вернулся к мирной работе. Переданный в распоряжение Черномортрана Народного Комиссариата путей сообщения, пароход открыл первую пассажирскую навигацию на Черном море: «Нестор-летописец» начал совершать регулярные рейсы между Одессой, Херсоном и Николаевым. С 15 мая 1921 года пароход на 15 дней стал путевым штабом народного комиссара путей сообщения Ф.Э.Дзержинского во время обследования им портов Николаев, Херсон и Одесса. В июне 1921 года, по просьбе экипажа и представителей Николаевского водного района, Районный комитет профсоюза водников, партком и политотдел моряков дали согласие на переименование парохода «Нестор-летописец» в «Феликс Дзержинский».
С 4 января 1922 года «Феликс Дзержинский» открыл первую заграничную грузопассажирскую линию Одесса—Трапезунд. 11 сентября этого же года, в день рождения Ф.Э.Дзержинского, пароход открыл линию Новороссийск—Батуми с заходом в порты Геленджик, Туапсе, Сочи. В списке судов Морского торгового флота СССР за 1926 год товаро-пассажирский пароход «Феликс Дзержинский» в порту приписки Одессе числился под № 24. С развитием пассажирских перевозок в Азовском море пароход был передан в состав азовской группы и стал первооткрывателем Крымско—Азовской пассажирской линии от Ростова-на-Дону до Ялты с заходом в Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Керчь, Феодосию, Судак и Алушту.

Граф Тотлебин.jpg


Фото парохода «Граф Тотлебен»


Рейс продолжался трое суток и шесть часов. Позже эта линия была продолжена до Севастополя. За хорошую работу в 1935 году экипаж парохода был отмечен в приказе по пароходству. В 1937 году «Феликс Дзержинский» совершил свой последний пассажирский рейс. 57-летнего ветерана флота в конце этого года вывели из эксплуатации, а 8 июля 1939 года списали. В июле 1940 года пароход стал учебным судном Ростовского Осоавиахима. В 1941 году его захватили германские войска. После войны, в 1951 году, полуразрушенный корпус парохода «Феликс Дзержинский» передали на слом.
Характеристики парохода «Граф Тотлебен»
Водоизмещение 1020 т
Вместимость 671,28 брт
Грузоподъемность 240 т
Длина 64,28 м
Ширина 7,62 м
Осадка 2,86 м
Мощность качающейся паровой машины низкого давления 750 л.с
Скорость хода 12,5 уз
Экипаж 23 чел.
Число пассажиров
1-го класса 45
2-го класса 47
3-го класса 200
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2011 Столице моего родного Приазовья исполнилось четыреста лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 27 (+27/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1204
Темы: 4
С нами: 5 лет 10 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Tonyo и 2 гостя

cron