И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

Список разделов Мариуполь Старый Мариуполь

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#81 Ayvengo » 29.04.2012, 09:32

evgeni писал(а):« Азовсталец» совершал «рейс» до канала с заходом в азовстальскую гавань и назад.
Позже, когда построили бетонный причал на азовстальской водной его перевели туда.

Точно,evgeni!Именно этим"рейсом" мы и прогуливались,на канале ещё разминулись с рудовозом из Камыш-Буруна,они там ходили в те годы,как часы ,регулярно.
"Тотлебен(Дзержинский)" запомнился с детства по эпилогу беляевской "Старой крепости",оказывается - пароход реальный да ещё и с богатой биографией.Спасибо,evgeni!
"До чего же город наш классный,лучшего на свете нет!" (c) Post
Ayvengo
Аватара
Откуда: западные предгорья Среднего Урала
Репутация: 45 (+45/−0)
Лояльность: 2 (+2/−0)
Сообщения: 2107
Темы: 3
С нами: 6 лет 3 месяца

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#82 Katerinka » 29.04.2012, 16:37

Всем огромное спасибо!
очень интересно!!! :Bravo: :Bravo: :Bravo: :good:
Учите историю, господа!
Katerinka
Репутация: 75 (+79/−4)
Лояльность: 63 (+64/−1)
Сообщения: 29179
Темы: 319
С нами: 7 лет 7 месяцев

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#83 evgeni » 29.04.2012, 20:22

Во второй половине XIX века, «Общество пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям» своими пароходами «Донец», «Аксай», «Ейск» стали совершать рейсы на линии Ейск - Мариуполь с заходом в промежуточные порты.

Ейск.jpg


Колесный однопалубный товарный пароход получивший наименование при постройке «Людвиг Федорович Гадд». Спущен на воду в Англии 26.07.1898г. В 1901-1902 годах по заказу российского «Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морю» на заводе Волго-Донского Общества в г. Ростове «Людвиг Федорович Гадд» был перестроен в товаро-пассажирский пароход, получивший наименование «Ейск».

п х Ейск.jpg



«В декабре 1941 года транспорт «Ейск» был включен в состав высадочных средств для проведения Керченско-Феодосийской операции.Пароход в составе четвертого десантного отряда участвовал в высадке войск 51-й армии на Крымский полуостров у мыса Хрони в Азовском море. В 07.30 утра 26.12.1941 года суда отряда вошли в бухту Булганак. Несмотря на сильный шторм «Ейск» подошел к берегу и, первым быстро высадив на Крымский полуостров всех десантников, отправился на косу Чушка за бойцами второго эшелона. Когда шторм стал стихать, «Ейск» с другими судами десанта вновь прибыл в бухту. Немцы к этому времени снова заняли береговую черту и обрушили на транспорты огонь полевой артиллерии и минометов. Сквозь огненный шквал «Ейск» полным ходом направился к берегу и, упершись носом в грунт начал высадку. От вражеских снарядов и мин загорелась носовая надстройка, через пробоины вода стала заливать котельное отделение. Пришлось спустить пар в котлах. Команда парохода присоединилась к высадившимся на берег десантникам. В бою семь членов экипажа погибло. Облегченное судно отнесло ветром на середину бухты. Прекратив его обстрел, немцы решили захватить горевший пароход. На трех шлюпках они направились к «Ейску». Однако оставшийся на борту военком и два бойца забросали фашистов гранатами. Немцы возобновили обстрел, теперь уже зажигательными снарядами. Огонь на пароходе разгорелся с новой силой. Вечером 30.12.1941г. разбитый и обгоревший пароход осел на отмели с большим креном. 1 января 1942 года пароход затонул..." из книги Трифонова Ю.Н. 2002г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#84 evgeni » 29.04.2012, 22:35

Мариупольский историк В.А. Павлий в своей книге «Азовское море» писал: " Пароходы «Сов. Россия» («София»), «Штурман» («Коцебу»), «Адлер» («Святой Петр») надежно прослужили по 75, 74 и 72 года соответственно..."

ШТУРМАН быв. ПАВЕЛ КОЦЕБУ.jpg



«Коцебу» Комитета Донских Гирл (196 брт / 1868 г.), затем – «Штурман»,
24.08.1942 г. взорван в Темрюке.


От Донского комитета красные берут в Ростове в начале 20 г. потом вводят в Азовскую флотилию. Осенью 20 он тонет на минах. В начале 21 поднят и служит плавбазой тральщиков - дальше немало перепитий и жизнь заканчивает как СКР - тральщик Азовской же флотилии в 42 году у Темрюка.

На лето 19 в белой Донской транспортной флотилии.
Приказ по Речным силам Дона № 71 от 13 мая 1919 г. В отряд судов Морских Сил Дона зачисляются нижеследующие суда: А. 1) "Павел Коцебу" 2) "Матрона" 3) "Елизавета" 4) "Таганрог" 5) "Екатерина Великая" 6) "Аполлон" Б. Баржи: 1) "Альфа" 2) "№ 1-й" 3) "№ 5-й" 4) "Анна" Все перечисленные 6 пароходов и 4 баржи исключаются из списков судов Донской Транспортной флотилии.

Получается на Азовье было два "Коцебу"! В комитете Донских Гирл и в Донской транспортной флотилии. Фото второго я не нашел!?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#85 evgeni » 02.05.2012, 07:46

"Азов"
Военизированное судно. Бывший грузовой пароход Азовского государственного морского пароходства "Эльпидифор №425". Вступил в строй в 1929 г. В составе ЧФ с 10.07.1941 г.
Водоизмещение: 967 брт. Скорость: 6 уз.
22 октября 1942 года транспорт "Азов" (капитан Н. В. Вешняков) следовал из Туапсе в Поти. В районе Лазаревской судно подверглось атаке восьми Ju-87, которые сбросили 32 бомбы. Две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть. Сторожевые катера отбуксировали "Азов" на мелкое место, где он сел на грунт. Личный состав был снят. Погиб один человек. Фактические координаты 43°59.903'N 39°11.114'E.
Глубина около 8 метров.
Возвышение около 6 метров. В 2003 году судно обследовано тольяттинским клубом "Нептун-Про", во время экспедиции "Небуг-2003".
"Азов" лежит на ровном киле. Корпус практически полностью разрушен временем. Частично сохранилась носовая часть. Видны два паровых котла и машина. Рядом с корпусом лежит мачта. Были обнаружены несколько ящиков с 45-мм осколочными снарядами, а также 12,7 мм патроны от пулемета ДШК.


Иосиф Коссиор под погрузкой.jpg


АЗОВ 1938-1942 (ех ИОСИФ КОССИОР 1929-1938)
Сухогруз пх тип АЗОВ судостр.завод Andre Marti,Николаев,СССР

подняты с Азова.jpg



Совсем недалеко от села Вишнёвки, на глубине около 12 метров и нашёл свой покой транспорт "Азов". Его последний поход был из Туапсе в Поти. По дороге он подвергся атаке вражеской авиации. Получил около 800 пробоин. Две последние бомбы стали решающими. Корабль начал тонуть, его ещё удалось немного оттащить буксирами к берегу, где он и сел на грунт.

Чьим же будет Кавказ? В 1942 году этот вопрос ещё оставался открытым. Тогда на фронт посылали не только необученных солдат, но и неприспособленную технику. Грузовой пароход срочно переделали под военный транспорт. Лишь по счастливой случайности, большинству моряков "Азова" удалось выжить. Погиб только один член экипажа. О том, что за судно лежит на траверсе села Вишнёвки, точно удалось узнать лишь в прошлом году.

Георгий Арутюнов, историк, штурман дальнего плавания, рассказал: "Мы начали вести исследования, и только через клуб, который занимается созданием атласа подводных препятствий и затонувших кораблей, удалось узнать, что это "Азов"".

Ровно год назад здесь прошёл первый митинг в память о погибшем пароходе. Теперь его решено сделать ежегодным. Для жителей Азова это особо важно. Еще со времен Петра корабли носили имя этого города. Здесь уже установлена мемориальная доска, а вскоре должная появиться и стела. А сейчас задача для водолазов - доставить капсулу с азовской зёмлей на борт судна.

Время действует сильнее любой бомбёжки. Сейчас корабль практически уничтожен. Время и солёная вода вскоре полностью уничтожат транспорт "Азов". Останется память, что даже маленький пароход ушёл на дно, так и не спустив флага перед неприятелем.

Транспорт Азов.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#86 evgeni » 03.05.2012, 08:28

Бывшая паровая шхунаСофия, построена в 1880 в Англии. Первоначально именовалась Омск.

София.jpg



"Советская Россия"

(до 20 июня 1920 - София, до декабря 1918 - Т.395, до 1 октября 1917 - Т.295, до 10 января 1917 - Т.249, до 24 июля 1916 - София, с 29 января 1940 - Т-486, с 10 ноября 1940 - Советская Россия, с 29 июня 1941 - Т-486, с 21 июня 1944 - ЭМТЩ-486, с 22 января 1945 - Советская Россия)
Длина - 58,4
Ширина - 8,56
Осадка - 2,53 м
Водоизмещение - 1005 т
Силовая установка - 2x180 л.с.
Скорость хода - максимальная - 8 узлов ; экономическая - 5 узлов
Дальность плавания - 420 миль
Вооружение - 1 - 120-мм и 1-47-мм ор. (с 1941: 2-45-мм ор., 2-7,62-мм пул., 1 МТШ и 1 МЗТ; с 1943: 3-45-мм и 1-20-мм ор., 2-12,7-мм пул., 1 МТШ и 1 МЗТ), 50 мин
Экипаж - 43 человека
Бывший грузовой пароход, построенный в 1880 на судоверфи «Mitchell C. & Co» в Ньюкасле (Англия). Первоначальное наименование Омск. До 1–й мировой войны принадлежал частной судовладельческой фирме и был приписан к Ростову-на-Дону. 9 апреля 1916 призван по военно-судовой повинности и 24 июля 1916 после переоборудования в ТЩ зачислен в состав ЧФ. Участвовал в 1-й мировой войне (боевое траление, артиллерийская поддержка сухопутных войск Румынского фронта в районе Констанцы, воинские перевозки и обеспечение боевых действий разнородных сил флота). 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 был захваченв Севастополе германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 - англо–французскими интервентами и 21 марта 1919 возвращен прежним владельцам. В январе 1920 захвачен у белогвардейцев частями РККА при освобождении побережья Азовского моря, 7 февраля 1920 национализирован и передан Главоду НКПС, а 20 июня 1920 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав АБФ в качестве КЛ. 20 декабря 1920 КЛ выведена из боевого состава, разоружена, переоборудована и переформирована в ПМ Мариупольского военного порта, а в августе 1922 исключена из списков судов РККФ и возвращена ГОСЧАП Госторгфлота для использования в качестве грузового парохода. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. 29 октября 1939 призван от НКМФ для прохождения тральной подготовки и 29 января 1940 после оборудования тральным устройством зачислен в состав ЧФ в качестве ТЩ. 10 ноября 1940 разоружен и возвращен АГМП, но 22 июня 1941 вновь мобилизован и 27 июня 1941 по окончании переоборудования в ТЩ, подняв Военно-морской флаг, вторично вошел в состав ЧФ. Участвовал в Великой Отечественной войне (воинские перевозки в Скадовск, Одессу, Керчь и порты Кавказа, обеспечение боевой деятельности разнородных сил флота, Керченско-Феодосийская десантная операция 25 декабря 1941 – 2 января 1942, эвакуация войск Крымского фронта в мае 1942, боевое траление летом и осенью 1944); имел бортовой № 43 и с 10 апреля 1942 по 7 сентября 1942 входил в состав АВФ ЧФ. 15 октября 1943 при следовании из Поти в Туапсе торпедирован германской ПЛ «U 23» в районе м. Кодор, но остался на плаву и своим ходом прибыл в Сухуми для устранения повреждений. 21 июня 1944 переоборудован в ЭМТЩ, а 1 декабря 1944 разоружен, возвращен АГМП для использования в качестве грузового парохода и 22 января 1945 исключен из списков судов ВМФ. 13 марта 1946 поступил в подчинение ММФ, 15 марта 1953 - ММРФ и 25 августа 1954 - вновь ММФ. 5 марта 1955 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов ММФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#87 evgeni » 03.05.2012, 20:46

Паровая шхуна «Адлер» прослужила на флоте 72 года!
Длиной чуть более пятидесяти метров, со скоростью 6 узлов перевозила грузы в предвоенные и послевоенные годы, солдат и матросов во время двух мировых войн и дожила почти до шестидесятых.
Вот скупые страницы ее трудовой и боевой биографии:

«КОГДА ВРАГ В КОНЦЕ ИЮЛЯ ЗАНЯЛ РОСТОВ-НА-ДОНУ, НАД СУДАМИ, НАХОДИВШИМИСЯ В АЗОВСКОМ МОРЕ, НАВИСЛА НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ УГРОЗА. В НАЧАЛЕ АВГУСТА НАЧАЛАСЬ ЭВАКУАЦИЯ ПОРТОВ ЕЙСК, ПРИМОРСКО-АХТАРСК, ТЕМРЮК. ТОГДА ЖЕ ПОСТУПИЛ ПРИКАЗ ПЕРЕВЕСТИ АЗОВСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОРТОВЫЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ В ЧЕРНОЕ МОРЕ. БОЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ПРОРЫВА ВОЗЛАГАЛОСЬ НА СИЛЫ ТЕМРЮКСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ И ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАГРУППЫ АЗОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ. СУДА КОНВОИРОВАЛИСЬ СТОРОЖЕВЫМИ КАТЕРАМИ И КАТЕРАМИ-ТРАЛЬЩИКАМИ. В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ НАД НИМИ БАРРАЖИРОВАЛИ ИСТРЕБИТЕЛИ.
2 АВГУСТА ОСТАВИЛ ПОРТ ТЕМРЮК ПЕРВЫЙ КОНВОЙ, В КОТОРЫЙ ИЗ КРУПНЫХ СУДОВ ВОШЛИ ПАРОХОДЫ «ЧЕРВОНА УКРАИНА» И «ИНТЕРНАЦИОНАЛ». В ПУТИ ОН ПОТЕРЯЛ ОТ ВРАЖЕСКИХ АРТОБСТРЕЛОВ И БОМБАРДИРОВОК ПЯТЬ СЕЙНЕРОВ И ТРИ ШХУНЫ.
ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ 4 АВГУСТА ИЗ ТЕМРЮКА ЖЕ ВЫШЛИ СУДА ВТОРОГО КОНВОЯ. К ВЕЧЕРУ КОНВОЙ ДОСТИГ РАЙОНА МЫСА АХИЛЛЕОН, ГДЕ ДО НАСТУПЛЕНИЯ ПОЛНОЙ ТЕМНОТЫ ОТСТАИВАЛСЯ ПОД БЕРЕГОМ. КОГДА СЮДА ПОДОШЛИ 40 РЫБОЛОВНЫХ СЕЙНЕРОВ, НА СУДА И БОЕВЫЕ КОРАБЛИ ПОСТУПИЛО ПРИКАЗАНИЕ К 20 Ч БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ФОРСИРОВАНИЮ ПРОЛИВА ПОД ПРИКРЫТИЕМ ЗАГРАДИТЕЛЬНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОГНЯ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА. [133]
С НАСТУПЛЕНИЕМ НОЧИ КОНВОЙ, СЛЕДУЯ ВДОЛЬ КОСЫ ЧУШКА, ВОШЕЛ В КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ. ВСКОРЕ ПАРОХОД «САККО И ВАНЦЕТТИ» ИЗ-ЗА ПЛОХОГО УГЛЯ ОТСТАЛ. ПАРОВЫЕ ШХУНЫ «АДЛЕР», «НОСАК» И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СУДОВ УШЛИ ВПЕРЕД. СЛЕДОВАВШИЕ ЗА ПАРОХОДОМ СЕЙНЕРЫ ОБНАРУЖИЛИ СЕБЯ ОГНЕВЫМИ ВЫХЛОПАМИ ИЗ МОТОРОВ. ОСВЕТИВ СУДА ПРОЖЕКТОРАМИ, ГИТЛЕРОВЦЫ ОТКРЫЛИ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ, МИНОМЕТНЫЙ И ПУЛЕМЕТНЫЙ ОГОНЬ, НО ПРИЧИНИТЬ КОНВОЮ БОЛЬШОГО ВРЕДА НЕ СМОГЛИ. А ШЕЛ ОН МЕДЛЕННО, ЛИШЬ К ПОЛУНОЧИ ДОСТИГ ТРАВЕРЗА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА «ГОРНЯК». СТАЛО ЯСНО, ЧТО СВОЕВРЕМЕННО ПРОЙТИ ПРОМОИНУ, САМУЮ ОПАСНУЮ ЧАСТЬ ПРОЛИВА, КОТОРУЮ ПРОТИВНИК ОБСТРЕЛИВАЛ ТЯЖЕЛЫМИ СНАРЯДАМИ, НЕ УДАСТСЯ. И КОНВОЙ, ПОЛЬЗУЯСЬ ТЕМНОТОЙ, ВОШЕЛ В ТАМАНСКИЙ ЗАЛИВ, ЧТОБЫ УКРЫТЬСЯ У ПОРТПУНКТА СЕННАЯ.
СНИМАЛИСЬ ИЗ СЕННОЙ С РАСЧЕТОМ ПРОЙТИ ПРОМОИНУ В ПОЛНОЧЬ. КОГДА ПОДХОДИЛИ К НЕЙ, ПОСТОЯННО ПРОИЗВОДИЛИ ЗАМЕР ГЛУБИН. В ПРОМОИНЕ ГЛУБИНА ОКАЗАЛАСЬ НА ОДИН ФУТ МЕНЬШЕ УКАЗАННОЙ В ЗАДАНИИ ШТАБА АЗОВСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ. ПРИШЛОСЬ, ДАВАЯ ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ХОД, ПРОМЫВАТЬ СЕБЕ КАНАЛ В ПЕСЧАНОМ ГРУНТЕ.
ДНОМ 7 АВГУСТА ПРИБЫЛ В АНАПУ. КАК РАЗ В ЭТО ВРЕМЯ НАЧАЛСЯ МАССИРОВАННЫЙ НАЛЕТ ФАШИСТСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОРТ. СУДНО НЕ ПОСТРАДАЛО. КОРАБЕЛЬНЫЕ И БЕРЕГОВЫЕ ЗЕНИТЧИКИ УСПЕШНО ОТРАЗИЛИ ВОЗДУШНЫЙ УДАР.
ТЯЖЕЛО ДАЛСЯ ПРОРЫВ ВСЕМУ КОНВОЮ. ЛИШЬ ЗА ОДНУ НОЧЬ ПОМИМО АВИАЦИОННЫХ БОМБ ВРАГ ОБРУШИВАЛ НА НЕГО ДО 2 ТЫС. АРТСНАРЯДОВ. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, 16 СУДОВ БЫВШЕГО АЗОВСКОГО ПАРОХОДСТВА ПРОРВАЛИСЬ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ И 7 АВГУСТА ВОШЛИ В АНАПСКИЙ ПОРТ.
ВЫВОД КОНВОЕВ ИЗ АЗОВСКОГО МОРЯ ПРОДОЛЖАЛСЯ ДО 23 АВГУСТА. ВСЕГО ЗА ЭТОТ ПЕРИОД КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ ФОРСИРОВАЛИ 122 СУДНА. ОТ УДАРОВ АВИАЦИИ И АРТИЛЛЕРИИ ПРОТИВНИКА ПОГИБЛО 61 СУДНО; ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕЛКИХ ПЛАВСРЕДСТВ ПРИШЛОСЬ САМИМ УНИЧТОЖИТЬ В АЗОВСКИХ ПОРТАХ ИЗ-ЗА НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЫВЕСТИ ИХ В ЧЕРНОЕ МОРЕ.»
Описание одного из первых рейсов сов. транспортных судов в освобожденную Одессу: «… 1944 г. приняв на борт разный груз: - бревна, уголь, дрова, мебель, «АХИЛЛЕОН» в первых числах октября снялся из Батуми. Вместе с ним вышли «ИНТЕРНАЦИОНАЛ», «АДЛЕР» и буксир «ДОФИНОВКА». Для пополнения запасов воды, продовольствия и угля караван судов заходил почти во все лежащие на пути порты — Поти, Сухуми, Туапсе, Новороссийск, Ялту, Севастополь. Суда шли без конвоя. С приходом первого каравана началось регулярное движение судов между черноморскими портами».
«Осенью 1945 года к восстановленному Широкому молу Керчи подошло первое судно — паровая шхуна «Адлер» с грузами для порта и судоремонтного завода.»
«3-го июня 1946 г Бердянский порт принимает первое после войны судно - паровую шхуну "Адлер".»

adler.jpg


Адлер( ех Святой Петр) 1883-1955

Полная вместимость 394 брт. Размерения 53.2 х 8.24 х 2.28 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 304 л.с. Скорость 6 узлов.
Грузовой пароход (паровая шхуна). Построен в 1883 г. ("Stabilimento Tecnico Triestino", Сан-Рокко, Австро-Венгрия) для частного судовладельца. В начале 1915 г. призван по военно-судовой повинности и вошел в состав транспортной флотилии ЧФ. В ноябре 1917 г. возвращен владельцу. В 1920 г. ушел с белогвардейцами в Стамбул. В 1921 г. по возвращении национализирован и передан Мортрану. С 1938 г. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. 17.03.1943 г. поврежден германской авиацией у Геленджика. Со 2.04.1943 г. по 8.12.1943 г. находился в Поти на ремонте. После окончания боевых действий на Черном море возвращен Азовскому государственному морскому пароходству. Находился в эксплуатации до 1955 г. Сдан на слом в конце 1950-х гг.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#88 evgeni » 07.05.2012, 21:31

ЗАЛЕССКИЙ Н.А.в книге "ОДЕССА" ВЫХОДИТ В МОРЕ, 1987 пишет: Пароход "Митридат", выходя из Керчи, через 28 ч (при противном ветре через 35 ч) приходил в Таганрог, а затем за 9 ч совершал плавание до Ростова. По возвращении в Таганрог он выходил в обратный рейс в Керчь. Туда он прибывал ко времени отхода парохода на Одессу, что давало возможность пассажирам в случае необходимости следовать далее в Ялту и Одессу. Впоследствии "Митридат" стал заходить в Бердянск и Мариуполь (В 1827 г. был основан город Новонагайск, переименованный в 1835 г. в Бердянск. Там же соорудили деревянную пристань на сваях, которую в 1841 - 1864 гг. удлинили на 194 м. Мариуполь основали переселенцы из Крыма в 1779 г.), необходимость же захода в Ростов отпала, так как по линии Таганрог - Ростов стал ходить вначале пароход "Донец", а затем и пароход "Ростов". Стоимость проезда на "Митридате" от Керчи до Таганрога (в руб.) (Так как на "Митридате" кают 2-го класса не было, то пассажиры должны были находиться на шканцах или в кают-компании): 1-й класс - 25, 2-й - 15 и 3-й (палубные места) - 5 руб.
Название "Митридат"
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 6 февраля 1837
Дата спуска на воду 24 июля 1837
Дата готовности апрель 1839
Место постройки Одесса
Водоизмещение, т -
Главные размерения, м длина 41,1
ширина 6,6
осадка 1,37
Мощность машин, л. с. 70
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Построен корабельным инженером А. С. Акимовым для плавания по Азовскому морю, две машины завода Берда с парохода "Одесса", один железный паровой котел, построенный в Одессе. Плавал до 1845 г.
К сожалению, "Митридат" плавал недолго: около пяти лет и уже к 1 января 1845 г. стоял на приколе в Практической гавани Одессы, а по азовской линии ходил "Наследник".
«Пароход «Митридат», ходивший между Керчью и Таганрогом, по-прежнему прибывал в Керчь к приходу парохода из Одессы с целью передачи, в случае необходимости, пассажиров и грузов. С конца июля 1846 г. по этой линии стал ходить новый пароход "Бердянск", а затем вместо него однотипный ему пароход "Таганрог". Из Керчи пароход отходил каждые две недели в 6 ч утра и заходил в Бердянск и Мариуполь. Весь рейс из Керчи в Таганрог занимал двое с лишним суток. Стоимость проезда из Керчи в Таганрог теперь была уже другой (в руб.): 1-й класс - 14, 2-й - 9 и 3-й - 3,5.
В 1848 г. был основан портовый город Ейск, где в мелководном лимане построили на козлах деревянную пристань и выдвинули ее от берега Ейской косы на длину около 215 м, до глубины 1,2 м. После 1848 г. пароходы, следовавшие из Керчи в Таганрог, стали заходить не только в Бердянск и Мариуполь, но и в Ейск.»

корабли в порту Таганрог 1900-е.jpg


Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог»
Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог» По заказу Новороссийской пароходной экспедиции на судоверфи в Англии был построен и в июне 1846 года передан заказчику плоскодонный колесный пароход «Таганрог» предназначавшийся для плавания в Азовском море.С августа 1846 года пароход начал эксплуатироваться на грузопассажирской линии между Керчью и Таганрогом с заходом в Бердянск и Мариуполь. С мая 1847 года по 1849 год «Таганрог» ходил между Одессой и Херсоном с заходом в Очаков. В начале навигации 1854 года, после зимовки в Севастополе, «Таганрог» прибыл в Керчь. В конце апреля он вышел первым рейсом на Таганрог, однако 30 апреля у судна произошла поломка машины. На буксире однотипного парохода «Бердянск», «Таганрог» вернулся в Керчь для ремонта. Во время Крымской войны пароход был затоплен, а по ее окончании поднят и в мае 1857 года, после расформирования Новороссийской экспедиции, приобретен РОПиТ. Портом его приписки осталась Одесса. Под прежним наименованием судно стало эксплуатироваться на Черном и Азовском морях. В 1875 году судно списали и в 1876 году переоборудовали в водоналивной бот.

berdansk.jpg



Название "Таганрог" (железный)
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 1845
Дата спуска на воду -
Дата готовности июнь 1846
Место постройки Англия
Водоизмещение, т 263
Главные размерения, м длина 45,7
ширина 5,8
осадка -
Мощность машин, л. с. 90
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Прибыл из Англии в Одессу 23 июня 1846 г. Построен для плавания в Азовском море. Механизмы те же, что и на "Бердянске". Продан РОПиТу в 1857 г. В 1876 г. переделан в водоналивной бот
Название "Бердянск" (железный)
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 1845
Дата спуска на воду -
Дата готовности май 1846
Место постройки Англия
Водоизмещение, т 263
Главные размерения, м длина 45,7
ширина 5,8
осадка -
Мощность машин, л. с. 90
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Прибыл из Англии в Одессу 10 июня 1846 г. Построен для плавания в Азовском море. Две машины с качающимися цилиндрами "Seaward and Capel", один железный трубчатый паровой котел. Сожжен в Керчи 12 мая 1855 г


«Наступивший 1854 год принес ухудшение военной обстановки: англо-французский флот не только вошел в Черное море, но союзниками было объявлено, что отныне русским военным судам запрещалось выходить из своих портов, в противном случае англо-французы будут принуждать их возвращаться в эти порты, вплоть до применения ими силы. Естественно, что теперь не могло быть и речи о регулярных пароходных сообщениях по Черному морю. В этом году пароходы ходили лишь по двум местным линиям: Таганрог - Ростов и Овидиополь - Аккерман. Правда, с началом навигации 1854 г. была сделана попытка открыть сообщение между Керчью и Таганрогом, для чего из Севастополя после зимовки в марте пришли в Керчь пароходы "Таганрог" и "Бердянск".»
Пароходы были довооружны и дооборудованы.
«Бердянск». 2 пушки.
Вооружение: два 3-фн фальконета.
«Таганрог». 2 пушки.
Вооружение: два 3-фн фальконета.
«Первым рейсом в конце апреля вышел из Керчи пароход "Таганрог", однако 30 апреля утром у него произошла поломка машины: сломался подшипник штока левого цилиндра, шток упал на дно цилиндра и повредил его и стенку цилиндра, сам же поршень дал трещины (напомним, что на этих пароходах стояли паровые машины с качающимися цилиндрами). Пароход дошел до Таганрога под парусами, а затем на буксире парохода "Бердянск" был доставлен в Керчь, где его машина поступила в ремонт. Комиссия, расследовавшая причины поломки машины, нашла, что "металл в изломах подшипника оказался неплотным, ноздреватым". Второй пароход "Бердянск" благополучно совершил два рейса в Таганрог, но во время пробы машины перед началом нового рейса на нем также произошла поломка машины: сломался подшипник вала левого цилиндра, поршень упал и повредил дно цилиндра.
1855 год принес России дальнейшее ухудшение обстановки на Черном море. Во-первых, 7 января союзники объявили о "строгой блокаде" всех русских портов Черного и Азовского морей с 20 января, а во-вторых, 12 мая значительный англо-французский флот вторгся в Азовское море. Неприятель овладел Керчью, бомбардировал Таганрог, большая часть русских пароходов погибла (была уничтожена самими экипажами). В этих условиях о пароходных сообщениях на Азовском море не могло быть и речи.
12 мая 1855 г. восемьдесят англо-французских судов подошли к Азовскому морю. Высадив десант в Камыш-Буруне, они заняли Керчь. Перед занятием города неприятелем стоявшие в порту пароходы "Могучий" (находился в ремонте) и "Донец" были уничтожены своими экипажами. Пароход "Бердянск" с архивами и денежными средствами города успел выйти из Керчи, но, преследуемый судами противника, также был уничтожен своим экипажем.»
Баржа «Таганрог» в составе Азовского флота до 1941 года.
Баржа "Таганрог"
Принадлежность СССР. По разным сведениям баржа №59, по другим "Болиндер №59". Свидетели утверждаю, что название у нее было "Таганрог". Согласно данным архива 27.12.1941. г. На переходе из Темрюка- к месту высадки десанта бухта Булганак, баржа №59 затонула от попадания авиабомбы. Погибло около 400 человек. По рассказам очевидца баржа стояла около берега и принимала на борт раненых для переправы в Темрюк. Днем она была атакована 3-я штурмовиками "Ю-87". В результате попадания баржа затонула. Через несколько дней местными жителями, с баржи крюками были подняты тела многих бойцов (благо встал лед) и захоронены в нескольких местах на берегу, рядом с местом катастрофы.
Координаты :
Глубина около 3-х метров.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#89 evgeni » 09.05.2012, 07:49

В. Пикуль
Марш мертвых команд

- Кто посмел толковать о суше?
Забудьте думать и не горюйте.
Номер приказа... Секретно... Слушай...
Всем, всем, всем, кто похоронен на грунте:

"Товарищи матросы, старшины, офицеры.
В годовщину славной ПОБЕДЫ нашей
Флагман разрешает раздраить двери
И распахнуть горловины настежь.
Рыб и чудовищ морской пучины
Через пробоины гнать косяком,
Бушлаты заштопать нитями тины,
Бляхи надраить золотым песком.
Ровно в полночь с ударом четвертым
Склянок флотских, мои друзья,
Всплывать на поверхность, равняясь побортно.
Парадом командовать буду я".

И, как приказано,- в полночь,
Мы поручни трапов на ощупь хватали,
Тонули мы молча, падали молча
И молча всплывали, всплывали, всплывали...

В хлябях соленых, запрокинув головы,
Распластав руки и открыв рты,
Мы всплывали со стометровой,
А может, и более- темноты.

Горнисты вскинули к звездам горны
И затрубили не видя звезд:
Началась ПЕРЕКЛИЧКА- сквозь штормы-
С норда на зюйд и с веста на ост:
- Тральщик "Запал"?- разорвало миной...
- Гвардейцы с канлодки "14-БиМС"?..
- А вы с миноносца "Орлиный"?
Сгорели...- танкер "Антифашист"?
- Подлодка "Э-С"?- не вернулась на базу...
- Лидер "Заря"?- попаданье в машину...
А нас лишь двое... и без приказа
Мы смерти своей не откроем причину.

От страха просело небо,
И в ужасе ветер пал,
Когда на высокий гребень
Поднялся наш адмирал:
В парадном во всем, спокойный
Явился из пенной воды,
Вцепились в его погоны
По три колючих звезды.
Пояс, когда-то лаковой,-
В корралах морских лугов,
На кортике- в дар от раковин
По несколько жемчугов.
За ним адъютанты тяжко
Идут по водным ухабам-
Шевелятся на фуражках
Живые эмблемы крабов...

Проходим мы морем Баренца,
И Черным, и Белым, и Балтикой.
Нам никогда не состариться,
Никогда нам не замерзнуть в Арктике.

Поднявшись над палубной кровлей,
Мы, год уж который подряд,
На волнах, пропитанных кровью,
Проводим привычный парад.

Отбой... Вновь уходим в глубины:
Отсеки телами запрудив,
Ложимся опять под турбины
И падаем возле орудий.

Но, если внукам придется с врагом
Сойтись в решающей мести,
Ждите нас- мы снова всплывем,
Но уже с кораблями вместе.

Мы были когда-то, нас нет.
Мы будем, мы будем, МЫ ЕСТЬ.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Re: И В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...

#90 evgeni » 12.05.2012, 20:54

t-26-221kefaloniya_t-35-235prorok_iona.jpg



На фото три тральщика Т-230-Элпидифор, Т-26-221 «Кефалония», Т-35-235 «Пророк Иона».
Бывшие паровые шхуны – грузовые лихтера очень подходили и как тральщики и как малые десантные корабли и использовались и на Азове и Причерноморье во всех войнах.
Справа дымит «Пророк Иона».
Тральщик Т-511 (Червоный казак)
Длина - 56 м
Ширина - 9 м
Осадка - 2,5 м
Водоизмещение - 1050 т
Силовая установка - 2 двигателя по 150 л.с.
Скорость хода, максимальная - 8 узлов
Дальность плавания - 1700 миль
Вооружение - 4 орудия калибр 45-мм, 3 пулимёта калибр 7,62-мм, минные тралы
Экипаж - 27 человек
Краткая история:
Грузовой пароход (паровая шхуна) построен в 1896 г. на судоверфи «Stabilimento Tecnico Triestino» в Триесте (Австро-Венгрия).
до 6 января 1916 - "Пророк Иона"
до 11 апреля 1916 - Т.71
до 24 июля 1916 - Т.35
до 1 октября 1917 - Т.235
до 30 сентября 1918 - Т.335
с 19 августа 1920 - "Червоный казак"
с 29 июня 1941 - Т-511
До начала 1-й мировой войны принадлежал частному судовладельцу и был приписан к Ростову-на-Дону. В декабре 1915 призван, переоборудован в тральщик и зачислен в состав ЧФ. Принимал участие в боевых тралениях, несении дозорной и конвойной службы, воинских перевозках и обеспечение боевых действий разнородных сил флота. 16 декабря 1917 вошел в состав Красного ЧФ. 1 мая 1918 был захвачен в Севастополе германскими интервентами, а 30 сентября 1918 возвращен прежнему владельцу. В январе 1920 национализирован, мобилизован и зачислен в состав Азовской военной флотилии в качестве тральщика. 7 сентября 1920 переоснащен в канонерскую лодку. Участвовал в боевых действиях в гражданской войне - бои с кораблями противника и минно-заградительные действия в Азовском море в июне-сентябре 1920. С 25 мая 1921 разоружен и исключен из списков судов РККФ для использования в качестве грузового парохода. 22 июня 1941 пароход вновь мобилизован и после переоборудования в тральщик, вошел в состав ЧФ, писвоен тактический номер 63. Участвовал в воинских перевозках в Одессу, Севастополь, на малоземельский плацдарм, в порты Керченского полуострова и Кавказа. По данным ЦВМА, 5 марта 1943 года тральщик Т-511 был отправлен на малоземельский плацдарм с грузом продовольствия и боеприпасов - всего 59 тонн. На борту Т-511 было 353 человека бойцов и командиров. К Мысхако Т-511 прибыл благополучно. Возвращаясь обратно принял на борт 120 человек раненых, 200 человек эвакуированного населения и 250 человек командируемых, всего около 600 человек. 26 марта 1943 года в 4.50 на переходе Мысхако-Геленджик тральщик подорвался на мине и через 10 минут затонул. Корабли охранения - катера СКА 064 и СКА 014 приняли все меры к спасению людей. Особо хорошо сработал СКА 064 взявший на борт 103 человека. Всего было спасено 125 человек из них 37 раненых, 25 человек команды а остальные из числа командированных и эвкауированных. Из начсостава тральщика спасены командир корабля ст. лейтенант Кожухов и военфельдшер Пеньковский все спасенные доставлены в Геленджик.

czervonyj-kazak на грунте.jpg



Находится на траверзе поселка Мысхако на глубине 48м, возвышение над грунтом 7-8 метров. Есть доступ в рубку и трюма, заилен по ватерлинию. Имеются орудия: одно на баке, и два в кормовой части. Лежит практически на ровном киле. По правому борту, в районе второго трюма пробоина шириной 1.5 м от контактной мины.

п/х Червоный Казак(ех Пророк Иона) 1898-1943

Тральщик Т-230
Прародитель эльпидифоров-паровая шхуна ростовского купца Елпидифора Парамонова в качестве тральщика времен пмв. В русском языке это древнегреческое имя трансформировалось в более звучное Эльпидифор

Тральщик Т-230 Елпидифор.jpg


Т-230 –Элпидифор высаживает десант на Азовье.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2017 г. Столице моего родного Приазовья четыреста сорок лет! Юбилею посвящается.
evgeni
Аватара
Репутация: 35 (+35/−0)
Лояльность: 0 (+0/−0)
Сообщения: 1262
Темы: 4
С нами: 6 лет

Пред.След.

Вернуться в Старый Мариуполь

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость