Есть статья Льва Яруцкого об этом погроме.
К сожалению, сейчас она доступна только к
сохраненной копии:
Помещаю здесь отрывок из статьи Льва Яруцкого "Погром":
Через четверть века с лишним, работая над этой книгой, я разыскал в фондах Мариупольского краеведческого музея (сердечно благодарю Людмилу Семеновну Якушенко за помощь в этих поисках) воспоминания Е.П. Лепанова. Об интересующих меня событиях там всего лишь несколько строчек. Сведения Е.П. Лепанова не во всем совпадают с теми, которые сообщают другие источники, тем не менее, выпишем несколько строчек из воспоминаний старого большевика:
«20 октября 1905 года в городе Мариуполе было организовано шествие Союзом истинно русских с организацией черной сотни во главе со священником, с хоругвиями, иконами, портретами царя, с пением «Боже, царя храни». Когда колонна проходила мимо гостиницы «Континенталь» (ныне Дворец культуры «Азовсталь»), из окон раздались выстрелы. На несколько минут воцарилась растерянность, потом начали кричать: «Это жиды стреляют! Бей жидов, спасай Россию!». И начался еврейский погром. Он продолжался всю ночь.
21 октября рабочие заводов прибыли в город, но погром закончился, черная сотня свое дело сделала. Было убито 23 человека – мужчин, женщин, детей - и разграблены еврейские магазины и домашнее имущество.
21 октября, когда рабочие ушли обратно на завод, был убит казаком Моторкиным оратор по кличке «Петька». Потом он его привязал за ноги к хвосту лошади и тянул по мостовой».
О том, что черносотенцы во главе с приставом и полицмейстером готовят еврейский погром, в городе знали все. Мариупольский совет рабочих депутатов, действовавший в заводском районе, принял специальную резолюцию по предотвращению погрома. Вот ее текст:
«Выслушав сообщение о готовящемся погроме, глубоко возмущенный преступными приготовлениями полиции, мариупольский совет рабочих депутатов постановляет: 1. Сообщить немедленно по всем заводам, по цехам о том, что готовится погром и в случае начала погрома немедленно забастовать решительно всем рабочим и двинуться на защиту мирного населения. 2. Сообщить всем рабочим о решении Совета рабочих депутатов – каждого рабочего, кто поднимет руку на кого бы то ни было из мирных граждан без различия национальностей или примет участие в грабеже, — признать изменником рабочего дела, позорящим честное имя тружеников и борцов, и такого рабочего не считать товарищем, а расправляться с ним, как с врагом».
Вот как излагает дальнейший ход событий Д.Н. Грушевский в книге «Имени Ильича»: «Как только весть о погроме в городе дошла до завода, по решению Мариупольского Совета рабочих депутатов были даны тревожные гудки и рабочие около 4 часов дня вооружившись кто чем мог, двинулись в город, чтобы обуздать черносотенцев. На Карасевской улице они были встречены полицией и казаками. Произошло вооруженное столкновение, во время которого было убито несколько рабочих, в том числе один из активных членов заводской организации РСДРП Петр Михайлов. Прорваться к центру города рабочим не удалось».
А когда царские власти хотели, они превосходно справлялись с наведением порядка, и случая не было, чтобы буянящая толпа не унялась и была бы рассеяна. Вот что я выписал из газеты «Мариупольская жизнь» от 14 июня 1906 года:
«В городе вновь начали распространяться слухи о предстоящих беспорядках, направленных против евреев.
Сим оповещаются жители гор. Мариуполя.
Что оснований к упомянутым слухам не имеется;
Что распространение слухов воспрещается под угрозой ответственности по 37-й ст. миров.уст.;
Что в случае возникновения каких бы то ни было беспорядков. таковые будут подавлены, согласно неоднократным распоряжениям высших военных и административных властей, самыми суровыми мерами;
Что по закону 4 февраля 1906 года войска, призванные к подавлению беспорядков, действуют против производимых в присутствии войск насилий над личностью и насильственных нарушений имущества (разгром, поджигательство или убийство), а также против препятствующих или оказывающих сопротивление к задержанию лиц, подлежащих аресту, — не ожидая передачи полномочий со стороны гражданских властей и БЕЗ ВСЯКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ толпы сигналами или барабанами;
Что ввиду возможности такого рода действий военной силы, жители не должны появляться на улицах во время беспорядков из опасения попасть под действие оружия.
Беспорядков быть не должно, и они допущены не будут.
Полицмейстер ФЕДОРЕНКО.
Начальник гарнизона полковник ШЛЯХТИН.
г. Мариуполь, 8 июня1906 г.».
черносотенцы мгновенно поняли, что на этот раз они слышат «речь не мальчика, но мужа». Не только беспорядков, но и попыток к ним в городе тогда не наблюдалось.
До следующего акта кровавой драмы – до погромов гражданской войны – оставался антракт в чертову дюжину лет – около тринадцати.
Прежде чем перейти к печальным страницам того смутного времени, хочу сделать одно замечание.
Мне говорят, да я и сам порой думаю: зачем об этом писать? Ну было, былью поросло, забыто ведь. И стоит ли пенять авторам книг о Мариуполе, что они за редким исключением, не то, что об октябрьском 1905 года погроме, но и о расстреле гитлеровцами всего еврейского населения города не сочли нужным даже заикнуться.
Может быть, и в самом деле не стоит бередить давние раны, не надо старое вспоминать.
Нет!
Духовные внуки и правнуки черносотенцев 1905 года как раз и стараются преуменьшить счет мук и страданий еврейского народа, страданий, которые вызвали сочувствие евреям всех порядочных людей мира.
Нет, писать о пережитом надо, писать правду и только правду, «как бы ни была горька». К тому же, мы наконец-то пришли к здравому выводу, что нам нужна история без купюр, без прямой лжи или лжи косвенной – умолчанием.
Да будет так!
Председатель Мариупольского еврейского культурно-просветительного общества Анатолий Менделеевич Чудновский показал мне письмо из Израиля от Б.Д. Берковича. Борис Давидович просит разыскать могилу его деда.
«Исаак Беркович, пишет он, жил в Мариуполе. В 1905-1907 годах, точно не знаю, он руководил отрядом еврейской самообороны и погиб, защищая еврейские семьи во время погрома».
Значит, упоминание Е.П. Лепанова о выстрелах в октябре 1905 года имеют под собой основание. Между тем, ни в одном печатном источнике о существовании в Мариуполе еврейской самообороны не рассказывается.
Весной 1994 года МЕКПО устроило своеобразный воскресник на старом кладбище, в котором принял участие и автор этих строк. И тогда я увидел братскую могилу жертв еврейского погрома в Мариуполе в октябре 1905 года.
Она представляет собой продолговатый бетонный прямоугольник, разделенный бетонными же перемычками на 21 ячейку-могилу. В каждой ячейке похоронен еврей, павший от рук черносотенцев. Надгробья с фамилиями похороненных не сохранились, и мы не смогли бы выполнить просьбу Бориса Давидовича. Но удивительное стечение обстоятельств позволило нам все же установить, в какой именно ячейке братской могилы похоронен мужественный Исаак Беркович. Это знал один из его племянников, живущий в США и приехавший в Мариуполь поклониться праху своего родственника. Он имел точные приметы, по которым установить могилу Исаака Берковича не составило труда.
Исааку Берковичу было кого защищать. Как и большинство еврейских семей той поры, его семья была многодетной. С гибелью Исаака восемь его детей остались сиротами и община решила отправить детей Берковича в далекую Америку, куда в поисках счастья уезжали в начале века тысячи российских бедняков-евреев. Правда, успели отправить только двух старших – Риву и Бориса. Война, а потом революция, нарушили все планы семьи Берковичей. Трое из детей Исаака Берковича – Яков, Изя и Иосиф – погибли в Великую Отечественную войну, защищая ставшую им родной, землю, политую кровью их отца. Дочь Нюся ненадолго пережила своих братьев: здоровье и силы отобрали у нее блокадные дни Ленинграда. Дочь Исаака Розалия была расстреляна фашистами в оккупированном Луганске. Последним в 1980 году умер Давид, отец Б.Д. Берковича, сообщившего нам эти сведения. Сегодня в Мариуполе не осталось никого из большой семьи Берковичей. Пусть хотя бы сохранится память о Исааке Берковиче, ставшем жертвой черносотенного погрома.
От старой учительницы Сарры Моисеевны Жмудиной, родившейся в день издания царского манифеста 17 октября 1905 года, нам удалось узнать еще три имени жертв погрома. Это учащаяся восьмого класса гимназии Дора Жмудь, ее брат Давид и сын синагогального служки Каждан (его имени Сарра Моисеевна, к сожалению, не запомнила). Доре Жмудь было девятнадцать, ее брату – девять, а сыну синагогального служки – одиннадцать. Вот, оказывается, с кем боролись герои из «Союза русского народа»! Узнаем ли мы еще имена кого-либо из жертв погрома? Вряд ли. Серый прямоугольник братской могилы безмолвствует.