Братская могила. Правый берег

Список разделов Мариуполь Памятники Мариуполя

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

#1 Роман » 20.05.2015, 09:59

На старом, закрытом правобережном кладбище обнаружилось захоронение ВООБЩЕ без всяких опознавательных знаков.
Мы со Станиславом обходили дворы ,и по опросам местных жителей складывается картинка, что это была ухоженная братская могила времён Великой Отечественной.
На праздники и юбилейные даты были митинги и возложения цветов от учеников 17 школы, которая располагается совсем рядом.
В войну в школе были госпитали - до оккупации наш, потом немецкий, потом снова наш.
Кстати, в этой же школе учились Дмитрий Ломизов, Алексей Петрусевич, Виктор Долиненко, Михаил Пашков, Ольга Лапина — все жители Правого берега, участники подпольной группы. Ломизова Мария Дмитриевна, участница этой же группы, работала медсестрой в больнице Правого берега, казнена вместе с сыном после допросов и пыток в ДКС и Мариупольском СД 4 сентября 1943г. на Агробазе, за 6 дней до освобождения города.

Странно то, что В.М.Зиновьева работая в этой школе и занимаясь поисковой работой об этой братской могиле ничего не знает.

В музее данных тоже нет. Есть слабенькая надежда на школьный музей - но я пока к нему не добрался.
Где искать информацию ???
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: Братская могила. Правый берег

#2 Владимир1 » 21.05.2015, 14:55

Скорее всего это захоронение умерших от ран в госпиталях Мариуполя.
Надо бы пробить тему госпиталей в Мариуполе, какие и где располагались?
Владимир1
Репутация: 35 (+44/−9)
Лояльность: 16 (+20/−4)
Сообщения: 1325
Темы: 4
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Братская могила. Правый берег

#3 Владимир1 » 21.05.2015, 17:01

Вот, торкнуло.
Это же кладбище. А раз так, то в Комунхозе или на самом кладбище должны быть документы по данному захоронению. Это же участок номер какой-то? Вот его и смотреть.
Владимир1
Репутация: 35 (+44/−9)
Лояльность: 16 (+20/−4)
Сообщения: 1325
Темы: 4
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Братская могила. Правый берег

#4 Роман » 21.05.2015, 18:34

Владимир1 писал(а):Вот, торкнуло.
Это же кладбище. А раз так, то в Комунхозе или на самом кладбище должны быть документы по данному захоронению. Это же участок номер какой-то? Вот его и смотреть.
Вот спасибо - попробую с этой стороны. :good:
Хотя кладбище давно закрытое.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: Братская могила. Правый берег

#5 Роман » 29.05.2015, 13:34

Ну что, продолжим...
Был разговор с главным "коммунальщиком". - тема старого еврейского кладбища и безымянной братской ему знакома.
С его слов - несколько лет назад велись переговоры в высоких инстанциях с главным равином (в Днепропетровске) по вопросу взятия под их опеку старого еврейского кладбища и братской могилы в частности. Переговоры зашли в тупик . Что касается документов на братскую, то их нет. И по всей видимости во владении городских властей и небыло.
Поход в 17 школу порадовал больше. Директор - Ольга Владимировна - оказалась воспитанницей этой школы, и отлично помнит, что над братской могилой всегда шевствовали старшекласники. Традиция эта сохраняется и сейчас. Но и она не помнит каких либо памятных табличек с фамилиями или какими либо другими данными . Посоветовала обратится к двум старожилам посёлка - людям пережившим войну. По первому адресу вышла неувязка. Старушка 1921года рождения переехала в Мариуполь в пятидесятых и существенно дополнить рассказ директора ей было нечем.
А вот вторая бабушка просто клад. Мало того, что пережила оккупацию, так ещё и работала долгие годы смотрителем этого кладбища. По её словам выходит что могила братская действительно есть. Но возникла она в период оккупации и похоронены в ней расстрелянные евреи. И таблички с памятными надписями были (ещё в первое посещение со Станиславом мы обратили внимание на остатки каких то плит).
Поэтому предполагаю, что захоронение действительно еврейское(хотя вопрос о подзахоронении бойцов умерших в ЭГ не снимается). И отсутствие в музейных архивах каких либо данных по этому захоронению только добавляет вопросов.

З.Ы. по поводу школьного музея полный провал - порыв паровой трубы отопления уничтожил школьный музей и больше его никто не восстанавливал...
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: Братская могила. Правый берег

#6 Владимир1 » 29.05.2015, 14:05

1. Кто, где, когда расстреливал этих людей и как они оказались здесь? Что известно о расстреле евреев прямо в городе?
2. Надо обратить внимание на таблички, которые Вы видели на кладбище.
3. ЭГ в 17 школе после освобождения не было, она была сожжена. Тогда из какого госпиталя, где он находился?
Владимир1
Репутация: 35 (+44/−9)
Лояльность: 16 (+20/−4)
Сообщения: 1325
Темы: 4
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Братская могила. Правый берег

#7 Роман » 02.06.2015, 17:05

Заходил с вопросами в еврейскую общину города. Оставил информацию по захоронению. В общине о кладбище конечно знают, а вот о братской могиле слышали впервые. Пообещали по своим каналам раздобыть информацию. Ждём...
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: Братская могила. Правый берег

#8 Владимир1 » 03.06.2015, 12:17

По евреям надо на ВГД вопрос задать, Элла там рулит реально и продуктивно.
http://forum.vgd.ru/
Парадоксальные документы нам доставали из Израиля по расстрелам.
Бойца нашли под Ржевом, погиб в августе 42-го. Имя известно из медальона.
Записка не стандартная, состояла из двух частей.
1. Просьба к нашедшему не бросать на грунте, а закопать. Заранее благодарил.
2. Состав семьи перечислил. Отец, мать, жена, сестра. Все евреи, проживали в селе в Молдавии.

Искали родных в этой деревне, никто таких не помнит. А через Эллу, через Израиль пришла инфа(скан документа), что все расстреляны в селе в октябре 1941: отец, мать, сестра, жена и дочь 3-х лет.

Можно попытаться, не будет лишним.
Владимир1
Репутация: 35 (+44/−9)
Лояльность: 16 (+20/−4)
Сообщения: 1325
Темы: 4
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Братская могила. Правый берег

#9 Роман » 07.10.2015, 09:23

На сегодняшний день остановимся на информации от Рены Ильиничны Саенко.
И будем считать её базовой до возможного появления каких либо других сведений. Пока шли длительные и безуспешные переговоры с еврейской общиной города, нашлась информация в книге Р.И.Саенко "Мариуполь мой любимый город", издание ОАО ММК им.Ильича 2010г.

Цитирую: "....В центре правобережного кладбища есть братская могила, в которой покояться жертвы еврейского погрома 20 октября 1905 года. Тогда от рук черносотенцев погибло более 20 человек, в основном старики и дети ..."
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#10 Роман » 05.05.2016, 19:45

неожиданно :oops: http://old-mariupol.com.ua/pogrom/

ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ В МАРИУПОЛЕ
Волна еврейских погромов, прокатившихся по России после царского манифеста 17 октября 1905 года, не обошла и Мариуполь. О том, что она задела еврейские земледельческие колонии Приазовья, я сведений не имею. Из воспоминаний Нестора Махно мы знаем, что гуляйпольцы очень недружелюбно встретили черносотенных агитаторов, приехавших к ним из Александровска для организации еврейского погрома. Погрома крестьяне гуляйпольского района не допустили.

Мой университетский друг (ныне кинорежиссер и сценарист) Владимир Пантелеевич Татенко рассказал мне о предании, которое бытует в его родном селе Старая Ласпа, что на Мариупольщине. Жил в том греческом селе владелец лавки Герш, торговал он честно и среди крестьян пользовался уважением. Осенью 1905 года у лавки Герша собралась толпа, которую убедили, что и им следует учинить погром. Герш вышел к людям и сказал: «Кому что надо, скажите, отдам бесплатно. Только не ломайте ничего, не портьте добро понапрасну». Мужики потоптались, почесали затылки и мирно разошлись.
Думаю, что это быль, а не легенда. В разноплеменном Приазовье таких случаев наблюдалось, видимо, немало. Вот что пишет в своих воспоминаниях знаменитый художник Исаак Израилевич Бродский, уроженец села Софиевка, что под Бердянском:
«Превратная судьба занесла моих родителей, уроженцев местечковой еврейской полосы, в болгарское село Софиевку, в котором кроме нашей семьи, никого из евреев не было. Мои отец и мать приобрели большую любовь не только софиевских болгар, но и крестьян соседних деревень. Во время жестоких погромов, когда черносотенцы беспощадно расправлялись с евреями, мои родители могли не бояться нападения на их дом. Болгары установили дежурство на мосту через речку, отделявшую Софиевку от соседнего богатого села, и не пропускали погромщиков».
К сожалению, всегда находятся люди, способные на грабежи и насилия. В особенности, если заверить их, что подобные дела останутся безнаказанными. А черносотенные демагоги именно в этом убеждали толпу: за избиение евреев «ничего не будет».
На религиозную и политическую антисемистскую демагогию особенно охотно клевали крестьяне, ушедшие из своих деревень, но не нашедшие себе места в городе. Александр Серафимович в 1897 году описывал пространство между устьем Кальмиуса и Азовским морем (здесь располагалась так называемая биржа), сплошь усеянное бездомными людьми, пришедшими в Мариуполь в надежде найти себе работу и пропитаться. Они спали прямо на земле среди нечистот и грязи. Писатель ратовал за устройство ночлежки в Мариуполе, но и через шесть лет вопрос находился в стадии обсуждения городской думой.
Понятно, что среди подобных деклассированных элементов, в первую очередь среди люмпенов, черпали свои «кадры» черносотенцы.
Генерал Георгий Александрович Латышев, уроженец Мариупольской Слободки, с гордостью рассказывал мне, что его отец, ветеринарный врач во время погрома прятал у себя и спасал евреев.
«Тогда не то, что ныне»: интеллигенты, подверженные антисемитизму, скрывали это, как дурную болезнь. Протянувшие руку помощи гонимы, гордились своим поступком, как нравственным подвигом.
В 1905 году в Мариуполе еще не было своей газеты, но сведения о погроме мне удалось найти в столичном «Восходе».
Я выписал из сдвоенного № 42-43 за 1905 год следующее. 24 октября редакция получила телеграмму такого содержания: «В Мариуполе произошел еврейский погром. Много убитых, тяжелораненых, совершенно ограбленных. Голод, нищета. Действительные чиновники без вмешательства юристов могут скрыть следы участия. Просим немедленно приехать для оказания юридической помощи. ПОСТРАДАВШИЕ».
Далее газета опубликовала «агентские сведения» из Мариуполя, обозначив источники информации аббревиатурами ПрВ (что означает, видимо, «Правительственный вестник») и СПА (Санкт-Петербургское агентство?). Итак, хроника событий.
- 20 октября. Начался еврейский погром; разбивают еврейские магазины (ПрВ).
- 21 октября. Второй день продолжается еврейский погром. Разгромлено много еврейских магазинов. В большинстве из них происходят грабежи. Были выстрелы. Есть жертвы, число которых, однако, неизвестно. (СПА).
- 22 октября. Погром начался в три часа дня и продолжался до сегодняшнего утра. Разбито и ограблено большинство еврейских магазинов и много домов. Принятые меры оказались недействительными. Сегодня, благодаря мерам усиленной охраны, погром не возобновляется. Население встревожено. Евреи массами уезжают из города. (СПА).
- 23 октября. Спокойствие в городе постепенно возобновляется. В городе образовалась вольная охрана, которая совместно с казаками и патрулями разъезжает по городу. Картина после погрома производит удручающее впечатление. Кроме магазинов, разгромлено много еврейских домов. (СПА).
- 24 октября. В течение трех дней, 20, 21, 22 октября разбивали жилые еврейские дома и лавки. Есть жертвы. Тысячи семейств остались без крова и хлеба. Необходима скорая помощь.
Вот такая информация – без конкретных имен, без точной статистики.
Не сохранилось и воспоминаний жертв погрома в Мариуполе. Но вот в одной из публикаций я нашел рассказ жертвы погрома 1903 года в моем родном городе Кишиневе. Запись эту по горячим следам сделал великий еврейский поэт Хаим-Нахман Бялик. Итак, свидетельствует Моше Умширский, еврей из Кишинева.
«Мы были измучены этим ужасом – погром был и в нашем районе и невозможно было скрыться. В 11 часов возле ворот раздался шум. Я поспешил выпроводить жену и двух сыновей в соседний двор, но сам даже не успел перелезть вслед за ними через забор, как ворвалась толпа. Я понял, что не смогу скрыться и забрался в деревянный сарай. Через несколько мгновений уже взламывали дверь сарая. Я навалился на дверь, но тут же понял, что не смогу выдержать натиска и открыл ее. Передо мною стояло четыре человека, вооруженные дубинками. Один из них спросил: «Деньги есть?» и обшарил мои карманы. Вытащил оттуда шесть рублей с полтиной и серебряные часы. «Ты еврей?» — спросил другой. Я не помню, что ответил, но просил пощады. Ответом на мои мольбы был удар дубинкой, очень сильный удар в лоб. Рана дошла до самой кости. Если бы не притолока, то это был бы смертельный удар. Я упал. «Прикончили его», — сказал кто-то. И они начали гоняться за отцом и сыном, которых убили посередине двора».
Читаю и не верю: неужели такое могло быть? Неужели люди на такое способны? Через 36 лет, тоже 20 октября (правда, не по старому, а по новому стилю) мариупольские евреи оказались жертвой еще более страшной трагедии. И на этот раз были тысячи пострадавших, но их уже не просто оставили без крова и хлеба – их безжалостно расстреляли всех – женщин, стариков, детей – в противотанковом рву у Агробазы.
Но вернемся в 1905 год.
Известно, что погромы проводились по обычному сценарию, типовому, так сказать. Все знают о готовящихся событиях, в том числе и власть предержащие. Встревоженные евреи обращаются к ним, к властям, те уверяют будущих жертв погрома, что нет причин для беспокойства, что все меры приняты. Тем не менее, погром вспыхивает, толпа, которой внушили, что за грабежи и убийства евреев «ничего не будет», бесчинствует, а власти бездействуют. Когда же разгул погромщиков сам по себе утихает, начинают «принимать меры». (Этот же сценарий мы наблюдали в наши дни – в 1990 году! – в Баку: за погромщиков взялись тогда, когда всех, кого могли убить, уже убили, а все, кого еще собирались убивать, бежали. Поражает живучесть зловещего сценария!).
В 1966 году ко мне обратился Ерофей Петрович Лепанов, участник революционного движения с 1905 года. Он предложил мне свои воспоминания о том, как в 1905 году рабочие заводского района пытались помочь евреям. Ими руководил комитет РСДРП. Увы, я не заинтересовался этими материалами: в то время о евреях не принято было даже упоминать в печати. Но посоветовал Ерофею Петровичу отнести свои воспоминания в музей.
***
Через четверть века с лишним, работая над этой книгой, я разыскал в фондах Мариупольского краеведческого музея (сердечно благодарю Людмилу Семеновну Якушенко за помощь в этих поисках) воспоминания Е.П. Лепанова. Об интересующих меня событиях там всего лишь несколько строчек. Сведения Е.П. Лепанова не во всем совпадают с теми, которые сообщают другие источники, тем не менее, выпишем несколько строчек из воспоминаний старого большевика:
«20 октября 1905 года в городе Мариуполе было организовано шествие Союзом истинно русских с организацией черной сотни во главе со священником, с хоругвиями, иконами, портретами царя, с пением «Боже, царя храни». Когда колонна проходила мимо гостиницы «Континенталь» (ныне Дворец культуры «Азовсталь»), из окон раздались выстрелы. На несколько минут воцарилась растерянность, потом начали кричать: «Это жиды стреляют! Бей жидов, спасай Россию!». И начался еврейский погром. Он продолжался всю ночь.
21 октября рабочие заводов прибыли в город, но погром закончился, черная сотня свое дело сделала. Было убито 23 человека – мужчин, женщин, детей - и разграблены еврейские магазины и домашнее имущество.
21 октября, когда рабочие ушли обратно на завод, был убит казаком Моторкиным оратор по кличке «Петька». Потом он его привязал за ноги к хвосту лошади и тянул по мостовой».
О том, что черносотенцы во главе с приставом и полицмейстером готовят еврейский погром, в городе знали все. Мариупольский совет рабочих депутатов, действовавший в заводском районе, принял специальную резолюцию по предотвращению погрома. Вот ее текст:
«Выслушав сообщение о готовящемся погроме, глубоко возмущенный преступными приготовлениями полиции, мариупольский совет рабочих депутатов постановляет: 1. Сообщить немедленно по всем заводам, по цехам о том, что готовится погром и в случае начала погрома немедленно забастовать решительно всем рабочим и двинуться на защиту мирного населения. 2. Сообщить всем рабочим о решении Совета рабочих депутатов – каждого рабочего, кто поднимет руку на кого бы то ни было из мирных граждан без различия национальностей или примет участие в грабеже, — признать изменником рабочего дела, позорящим честное имя тружеников и борцов, и такого рабочего не считать товарищем, а расправляться с ним, как с врагом».
Вот как излагает дальнейший ход событий Д.Н. Грушевский в книге «Имени Ильича»: «Как только весть о погроме в городе дошла до завода, по решению Мариупольского Совета рабочих депутатов были даны тревожные гудки и рабочие около 4 часов дня вооружившись кто чем мог, двинулись в город, чтобы обуздать черносотенцев. На Карасевской улице они были встречены полицией и казаками. Произошло вооруженное столкновение, во время которого было убито несколько рабочих, в том числе один из активных членов заводской организации РСДРП Петр Михайлов. Прорваться к центру города рабочим не удалось».
А когда царские власти хотели, они превосходно справлялись с наведением порядка, и случая не было, чтобы буянящая толпа не унялась и была бы рассеяна. Вот что я выписал из газеты «Мариупольская жизнь» от 14 июня 1906 года:
«В городе вновь начали распространяться слухи о предстоящих беспорядках, направленных против евреев.
Сим оповещаются жители гор. Мариуполя.
Что оснований к упомянутым слухам не имеется;
Что распространение слухов воспрещается под угрозой ответственности по 37-й ст. миров.уст.;
Что в случае возникновения каких бы то ни было беспорядков. таковые будут подавлены, согласно неоднократным распоряжениям высших военных и административных властей, самыми суровыми мерами;
Что по закону 4 февраля 1906 года войска, призванные к подавлению беспорядков, действуют против производимых в присутствии войск насилий над личностью и насильственных нарушений имущества (разгром, поджигательство или убийство), а также против препятствующих или оказывающих сопротивление к задержанию лиц, подлежащих аресту, — не ожидая передачи полномочий со стороны гражданских властей и БЕЗ ВСЯКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ толпы сигналами или барабанами;
Что ввиду возможности такого рода действий военной силы, жители не должны появляться на улицах во время беспорядков из опасения попасть под действие оружия.
Беспорядков быть не должно, и они допущены не будут.
Полицмейстер ФЕДОРЕНКО.
Начальник гарнизона полковник ШЛЯХТИН.
г. Мариуполь, 8 июня1906 г.».
черносотенцы мгновенно поняли, что на этот раз они слышат «речь не мальчика, но мужа». Не только беспорядков, но и попыток к ним в городе тогда не наблюдалось.
До следующего акта кровавой драмы – до погромов гражданской войны – оставался антракт в чертову дюжину лет – около тринадцати.
Прежде чем перейти к печальным страницам того смутного времени, хочу сделать одно замечание.
Мне говорят, да я и сам порой думаю: зачем об этом писать? Ну было, былью поросло, забыто ведь. И стоит ли пенять авторам книг о Мариуполе, что они за редким исключением, не то, что об октябрьском 1905 года погроме, но и о расстреле гитлеровцами всего еврейского населения города не сочли нужным даже заикнуться.
Может быть, и в самом деле не стоит бередить давние раны, не надо старое вспоминать.
Нет!
Духовные внуки и правнуки черносотенцев 1905 года как раз и стараются преуменьшить счет мук и страданий еврейского народа, страданий, которые вызвали сочувствие евреям всех порядочных людей мира.
Нет, писать о пережитом надо, писать правду и только правду, «как бы ни была горька». К тому же, мы наконец-то пришли к здравому выводу, что нам нужна история без купюр, без прямой лжи или лжи косвенной – умолчанием.
Да будет так!

Председатель Мариупольского еврейского культурно-просветительного общества Анатолий Менделеевич Чудновский показал мне письмо из Израиля от Б.Д. Берковича. Борис Давидович просит разыскать могилу его деда.
«Исаак Беркович, пишет он, жил в Мариуполе. В 1905-1907 годах, точно не знаю, он руководил отрядом еврейской самообороны и погиб, защищая еврейские семьи во время погрома».
Значит, упоминание Е.П. Лепанова о выстрелах в октябре 1905 года имеют под собой основание. Между тем, ни в одном печатном источнике о существовании в Мариуполе еврейской самообороны не рассказывается.
Весной 1994 года МЕКПО устроило своеобразный воскресник на старом кладбище, в котором принял участие и автор этих строк. И тогда я увидел братскую могилу жертв еврейского погрома в Мариуполе в октябре 1905 года.
Она представляет собой продолговатый бетонный прямоугольник, разделенный бетонными же перемычками на 21 ячейку-могилу. В каждой ячейке похоронен еврей, павший от рук черносотенцев. Надгробья с фамилиями похороненных не сохранились, и мы не смогли бы выполнить просьбу Бориса Давидовича. Но удивительное стечение обстоятельств позволило нам все же установить, в какой именно ячейке братской могилы похоронен мужественный Исаак Беркович. Это знал один из его племянников, живущий в США и приехавший в Мариуполь поклониться праху своего родственника. Он имел точные приметы, по которым установить могилу Исаака Берковича не составило труда.
Исааку Берковичу было кого защищать. Как и большинство еврейских семей той поры, его семья была многодетной. С гибелью Исаака восемь его детей остались сиротами и община решила отправить детей Берковича в далекую Америку, куда в поисках счастья уезжали в начале века тысячи российских бедняков-евреев. Правда, успели отправить только двух старших – Риву и Бориса. Война, а потом революция, нарушили все планы семьи Берковичей. Трое из детей Исаака Берковича – Яков, Изя и Иосиф – погибли в Великую Отечественную войну, защищая ставшую им родной, землю, политую кровью их отца. Дочь Нюся ненадолго пережила своих братьев: здоровье и силы отобрали у нее блокадные дни Ленинграда. Дочь Исаака Розалия была расстреляна фашистами в оккупированном Луганске. Последним в 1980 году умер Давид, отец Б.Д. Берковича, сообщившего нам эти сведения. Сегодня в Мариуполе не осталось никого из большой семьи Берковичей. Пусть хотя бы сохранится память о Исааке Берковиче, ставшем жертвой черносотенного погрома.
От старой учительницы Сарры Моисеевны Жмудиной, родившейся в день издания царского манифеста 17 октября 1905 года, нам удалось узнать еще три имени жертв погрома. Это учащаяся восьмого класса гимназии Дора Жмудь, ее брат Давид и сын синагогального служки Каждан (его имени Сарра Моисеевна, к сожалению, не запомнила). Доре Жмудь было девятнадцать, ее брату – девять, а сыну синагогального служки – одиннадцать. Вот, оказывается, с кем боролись герои из «Союза русского народа»! Узнаем ли мы еще имена кого-либо из жертв погрома? Вряд ли. Серый прямоугольник братской могилы безмолвствует.


Лев Яруцкий
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

След.

Вернуться в Памятники Мариуполя

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость