Уважаемая ksenia! Большое спасибо за фото!
Это очень интересная страница в истории Азовского судоремонтного завода.
Мы практически ее еще не касались на форуме. Даже в плане судоремонта. А тут фото, отображающее период судостроения, да еще большого.
В начале тридцатых годов на судостроительном заводе имени 61 коммунара, (г.Николаев) была заложена серия теплоходов Тип "Цюрупа".
Силуэт грузового теплохода типа ''Цюрупа''
Водоизмещение 4740 т. Размерения 86.65 х 12.1 х 6.2 м. ГЭУ дизельная, 1200 л.с. Скорость 10.26 узла.
Серия состояла из десяти теплоходов:
«Цюрупа», «Скворцов-Степанов», «Анри Барбюс», «Чапаев», «Ногин», «Ульянов», «Пугачев», «Лепсе», «Тимирязев», «Разин».
В Николаеве строились корпуса и достраивалась часть теплоходов.
Дальнейшая достройка остальных велась еще на трех заводах: на Херсонском ССЗ им. Коминтерна, в Севастополе на СРЗ и на Мариупольском СРЗ.
Три корпуса были отбуксированы в Мариуполь на СРЗ. Для чисто судоремонтного завода это была задача не из легких. Катастрофически не хватало опытных специалистов, материалов, комплектующих. В итоге перед войной два теплохода были достроены и сданы представителю заказчика. А третий, увы. Достроить не смогли.
Мой дед работал на СРЗ столяром – краснодеревщиком. Принимал активное участие в процессе достройки. Теплоходы строились для ВМ флота. Приемку осуществляли представители Черноморского флота. Одним из них был родной брат моего деда – Александр. Он с семьей был специально командирован из Севастополя для приемки работ. Дед рассказывал, что, не смотря на кровное родство работу, брат принимал очень строго, можно сказать с придирками. Время было такое. За любую оплошность можно было загреметь на…!
Кроме капитанской каюты на теплоходах были еще командирские. Отделывались они ценными породами дерева тис, граб, бакаут, тик. В каютах было несколько сейфов с замками сложной секретности. Сейфы монтировали военные специалисты. Затем они облицовывались деревом по специальной скрытой технологии. Обнаружить их постороннему было практически невозможно.
Сейфы видимо предназначались для перевозки денег и ценных государственных документов.
В каютах была мебель ручной работы из ценных пород дерева и кожи. Всю эту информацию дед держал в тайне и рассказал ее в шестидесятых, когда срок подписки о неразглашении уже прошел.
На фото левый теплоход видимо «ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ».
Полная вместимость 2690 брт. Вооружение: 2 х 45-мм.
В «ПР» от 15 августа 2012 г. Александр Бондаренко подготовил «Биографическую хронику Николая Бояренко». В ней он пишет:
…«Правительство приняло меры к форсированию строительства торговых судов, но один только Николаевский судостроительный завод выполнить эту задачу не мог. Поэтому в Николаеве только клепали корпуса, а судоремзаводы Одессы и Мариуполя должны были достраивать суда своими силами. Нашему заводу привели на буксире три коробки: «Чапаев», «Ульянов» и «Пугачев», а позднее – коробку дизель-электрохода «Труд».
…В первом квартале1940 года были закончены все работы по теплоходу, и 17 апреля «Чапаев»
вышел в море на ходовые испытания, получив разрешение регистра СССР. Первый курс был проложен до Бердянска, где простояли сутки, проверяя механизмы, а затем пошли на Керчь.
…В начале мая мы вышли на государственные испытания в Черное море и взяли курс на Одессу.»
Всем трем теплоходам предстояло пройти суровые испытания и геройски погибнуть в годы войны!
«ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ».
Наибольшая длина – 86,65 м
Наибольшая ширина – 12,1 м
Водоизмещение – 4740 т
Грузоподъемность – 3000 т
Двигатель – дизель
Мощность – 1200 лс
Скорость – 10,26 узла
Дальность плавания – 1300 миль
Команда – 25 человек
С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Дата и место гибели — 23.03.42, в 40 милях от Херсонесского м-ка, 43°45' с.ш., 33°25' в.д. Следовал из Поти с грузами и людьми в сопровождении ЭМ «Шаумян». На подходе к Севастополю был атакован самолетом-торпедоносцем. Торпеда попала в корму. Погибло 102 чел., в том числе помполит И. И. Сокальский, руководивший эвакуацией бойцов с тонущего теплохода.
«АЛЕКСАНДР УЛЬЯНОВ»
Водоизмещение 4740 т. Размерения 86.65 х 12.1 х 6.2 м. ГЭУ дизельная, 1200 л.с. Скорость 10.26 узла. Полная вместимость 2150 брт. Заложен в 1933 г. (з-д им. 61 коммунара, Николаев), в 1936 г. законсервирован, достроен в 1940 г. и вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. С 27.07.1841 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Капитан — П. И. Степанов. Дата и место гибели — 23.02.43, порт Туапсе.
Стоял в порту Туапсе под выгрузкой боеприпасов.
Затонул от попадания авиабомбы. Погибло 52 чел. — члены экипажа и портовые рабочие.
Памятник погибшим морякам от бомбежки на причале 23 февраля 1943 года. Туапсе. Май 1986 года.
"Пугачев"
Недостроенное грузовое судно. С 27.07. по 15.08.1941 г. числилось в составе ЧФ. Водоизмещение: 2150 брт.
30 сентября 1941 года недостроенный транспорт "Пугачев", груженный зерном, на буксире танкера "Вайян Кутюрье" (по другим данным, рефрижератора "Кубань") переводился из Керчи в Новороссийск. В 19 ч. 30 м.
к югу от Керченского полуострова транспорт был потоплен авиацией противника в точке 44°51'N 36°06'E.
Команда была полностью спасена.
По данным гидролокации координаты судна 44°51'N 36°08'E.
Глубина 75 метров.
Возвышение над грунтом 14 метров.