Пусть с запозданием, но таки распишу, что «вкусненького» для нас содержалось во втором расшифрованном отрывке (с.25 об. – 75). К сожалению, бОльшая его часть была посвящена организационным вопросам встречи большого крымского посольства для нормализации отношений между двумя странами. Т.е. что должны были говорить встречающие, кому что дарить и сколько «куров» выделять на продовольствие. Это сильно для любителей, потому это все пропускаем.
Итак, по нашим делам:
1. Запись от 29 апреля 1577 года:
«Писали из Турские земли капычеи Крымского царя: «Здесе-де мне наши Крымьского царя говорили: «Писали–де ко царю [Турецкому] азовские люди, что сын Крымского царя Алды-Гирей царевич хочет город ставити на Калмиюс». И мы-де того царю не сказывали. И ты-де пиши х Крымскому царю, чтоб де города сыну своему на Миюс не велел ставити» (с.37 об., 38). Т.е. первые известия о намерении Адиль-Гирея сделать новый город «на Кальмиусе» сначала попали в Стамбул в виде жалобы азовцев (т.е. людей, подчиненных непосредственно султану, а не хану) на такое самоуправство. Почему-то такое соседство совсем не вызвало у них восторга. Но в Стамбуле стараниями выходцев из Крыма эту жалобу смогли «притормозить» и до султана она сразу не дошла. Зато эти крымцы тут же отправили весть в Бахчисарай (интересно, там об этом городе уже знали или еще нет?). В письме крымскому хану капычей советовал запретить своему сыну ставить себе город «на Миюсе». Почему в одном предложении упоминается «на Калмиюсе», а во втором «на Миюсе» - есть не понятно. Колебания Алды-Гирея между Кальмиусом и Миусом по поводу места расположения нового города? Расположение города Балысарая на Миусе? Прежнее название нашей реки также Миусом (как предполагалось, в частности, в красивой версии Н. Ломако)? Какие-то искажения в передаче информации членами русского посольства, не очень хорошо знавшими географию Северо-Восточного Приазовья (посольские пути на тот момент в этот район не захаживали)? Пока не понятно. Но «Миус» мелькнет в этой связи еще несколько раз.
2. Уже седьмого мая крымский хан послал в Стамбул письмо. Поскольку поступление жалобы азовцев к султану можно было только оттянуть, но никак не предотвратить, то, похоже, хан Девлет-Гирей хотел, чтобы его письмо попало к султану первым и успело сформировать у того выгодное мнение по данному вопросу. Тем более, что такие важные вещи как закладка новых городов или введение новых высших должностей в ханстве должны были в обязательном порядке предварительно согласованы с султаном. В письме хана сначала говорится о многочисленных нападениях литовских казаков на турецкие города (Бендеры, Белгород, Очаков) и татарский Ислам-кермен, а также крымские улусы в низовьях Днепра. [i] «А улусом-де Крымским завсегды покою нет. Которые де улусы за Перекопью о[д] Днепра кочевали – те де улусы все поимали! А которая-де животина осталася, и мы-де згонили [ее] к морю. Того деля сын мой и город хочет ставати на Миюс – для береженья, что от казаков прожить не мочно!» (с.38 об.). Т.е., «отмазывая» самоуправство младшего сына, Девлет-Гирей пытался объяснить это государственными интересами, что на нижнем Днепре из-за нападений казаков крымским кочевникам стало совсем невмоготу жить, поэтому Адиль пытается укрепиться в гораздо более спокойном и тыловом районе Кальмиуса (Миуса?). Здесь можно только передать привет сторонникам версии, что уже к 1577 году на месте Мариуполя стояла казацкая крепость. Ага-ага!..
3. Тогда-же. Внутреннее совещание хана со своими ближайшими советниками:
«Да говорил царь с Магмет-Киреем царевичем и со князьми: «Я-де таки сыну своему Алды-Гирею не думал на Миюс города ставити, да и не веливал». Да и писал царь к сыну своему к Алды-Гирею царевичю: «Чтоб-де еси города не ставил, докудова письмо придет от Турского царя. А ехал бы де еси к нам, а убытки яз тобе все подыму, что тобе стало». И царевич Алды-Гирей ко отцу не поехал» (с.39). Т.е., не сильно надеясь на результативность своего письма к султану, Девлет пытался уговорить сына забросить этот свежесооруженный город и вернуться в Крым. И обещал скомпенсировать затраты, уже понесенные Адилем на возведение города. Но Адиль не послушался…
4. Уже после воцарения Мехмед-Гирея и назначения Адиля калгой, в Москву пошло большое крымское посольство на предмет возобновления мира и военного союза. Многие знатные (и не очень) люди постарались с ним отправить личных гонцов. От Адиль-Гирея был Азей-асан. Это еще один человек из свиты Адиля, возможно он тоже как-то пересекался с новым городом.
Вот, собственно и все, что удалось из этих 50 страниц добавить к нашей местной истории.
А теперь просто сборная солянка:
1. Позабавило. Из описания планов набега крымского царевича Магмет-Гирея: «А царевич в те поры наряжался на Литовскую землю и на
Руские украины на Брянские места и на Почепские» (с.27 об. и 28). В националистическую версию истории Украины такие фразочки из документов очень тяжко вписываются.
2. Просто интересно. Описание гуляй-города, впервые использованного русскими против татар в 1571 году под Молодями, т.е примерно за 7 лет до описываемых событий. На тот момент – все еще «новинка ВПК» и большая (и неприятная) загадка для крымцев. Вот что крымскому хану сообщили два беглых казака:
«А про Гуляй сказал царю: ныне-де государь его зовет Домышляем. А ходит-де Домышляй столь резво, как им надобет. А людей в [том] городе не видеть, ни лошадей» (с.35). Так что мнение историков, что это была просто быстровозводимая сборная крепость, похоже, не совсем оправданно. Судя по словам этих перебежчиков этот Домышляй мог передвигаться по полю боя и в «боевом положении».
3. О неосуществленном набеге крымского хана «на московские украины». 27 апреля хан вышел из Крыма: «И, вышедчи ис Крыму, стоял
на Молочных Водах месец, с людьми зжидался» (с.34). Т.е. в течении месяца ждал сбора своих людей на Молочной. Сразу скажем, что по разным причинам в итоге собралось очень мало народа, да и те бесконные. Так что хан отменил поход и вернулся обратно. «И царь за то воротился майя в 27 день
с Овечьих Вод». Почему здесь упоминаются Овечьи Воды – не совсем понятно. Ранее уважаемый LV уже (вроде как) доподлинно разобрался, что это
старое название Волчьих Вод. То ли хан в процессе ожидания успел переместиться севернее? То ли уважаемый LV опять сел в лужу? Тревожный звоночек, надо будет далее еще наблюдать за этим гидронимом.
4. В прошлый раз уже рассказывалось об изменнике Кудеяре Тишенкове, который после воцарения Мехмед-Гирея стал себя плохо чувствовать в Крыму и запросился обратно на Русь. В данной книге приводится его письмо Ивану Грозному. Привожу из чистого любопытства:
«Царю, государю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии. Бьет челом холоп твой, государев, виноватый Кудеярец. Покажи милость холопу своему виноватому! Не оставь от веры Хрестьянские, вели грешному приити на покаянье!» (с.47)
Все, дальше ждем издания самой книги!
А степная трава пахнет горечью...