Несколько новых фотографий этого легендарного корабля из коллекции Лемачко Б.В. опубликованы на сайте «Водный транспорт».
Почти 93 года в строю! Многократно проходил ремонты и реконструкцию. Внешний вид изменен до неузнаваемости. Сменил множество судовладельцев и портов приписки. Легенда Азовского флота. Мне приходилось бывать на его борту и выходить на нем в море.
Ниже хронологическая летопись его долгой жизни.
Стальной двухвинтовой однопалубный двухмачтовый грузо-пассажирский пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ».
feodos (Георгий Седов).jpg
01.1898 г. заложен з-д. Stabilimento Tecnico Triestino.San Rokko. Австро-Венгрия. стр. № 312. Спущен 07.1898 и в нач.08.1898 г. сдан хозяину. Построен для Общества Пароходства по Дону, Черному и Азовскому морям с их притоками. Цена 207718 руб. Придя на Черное, и затем Азовское море приписка Ростов-на-Дону. № 1161. Линии Ейск - Геническ и Ейск - Феодосия.
В 1906 г. в п.Пирей (Греция) прошел кап. ремонт, после чего изменилось число перевозимых пассажиров. После ремонта работал на тех же линиях.
1908 г. после банкротства компании пароход купил И.Я.Древицкий. После смерти И.Я.Древицкого 07.02.1912 г. в управлении наследников.
Возрождение 1911 г..jpg
1912 г. прошел ремонт на Адмиралтействе РОПиТ в Севастополе.
02.1913 г. с другими судами продан купцу Л.Л.Андрейс. Новороссийск. Приписка и № те же.
С 1913 г. у Азовско-Черноморского пароходного Общества. Л.Л.Андрейс - один из учредителей общества. У него работал к нач.1 МВ на линиях по Азовскому морю.
В ходе 1 МВ в нач.08.1914 г. взят по военно-судовой повинности и к 09.1914 г. обслуживал 2 дивизион п.л.ЧФ как плав. база «ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ» (самое длинное имя за историю Рос. и Сов.ВМФ). При оборудовании в трюме № 1 делают жилые помещения для команд п.л., в трюме № 2 – кладовые имущества и материалов дивизиона. База- Севастополь. Приказом по Мор.Веду. № 238 от 12.09.1917 г. снова как «ВОЗРОЖДЕНИЕ».
С 16.12.1917 г. под контролем Сов.власти.
01.05.1918 г. захвачен немцами в Севастополе.
С 24.11.1918 г. под контролем англо-французских интервентов.
К нач.04.1919 г. стоял в ремонте в Севастополе. План увести в Новороссийск не удался и 26.04.взят там частями РККА. Приказом командующего Красным ЧФ № 53 от 11.05. сдан в Комиссариат Нац. Водного Транспорта. Передача должна идти с 10.00. 16.05.в Севастополе на Минной пристани. В строй при красных не введен.
26.06.1919 г. взят белыми. После ремонта у хозяина под контролем белых как грузовой п / х. После эвакуации из Новороссийска белых 25.03.1920 г. задержан грузинами в Поти с п / х. «ДОНЕЦ», «КИЕВ» и «КАЗАК». 28.04. прибыл в Феодосию и взяв в порту 5 тыс.пуд. ячменя, не оплатив сборы, в нач.05.1920 г. ушел в Батум. В нач.06.1920 г. в Батуме, при погрузке боеприпасов для белых в Крым на нем взрыв (диверсия красн.подпольщиков Н.Лакобы) – повреждения невелики и вскоре ушел в Крым. 22.06. привез груз - вина из Ялты в Феодосию.15.11.1920 г. пришел из Батума в Феодосию с грузом угля после ухода белых в Стамбул и взят тут частями РККА. Сразу после этого глава морской трофейной комиссии на нем обошел побережье Крыма от Керчи до Севастополя. Прибыв туда национализирован и сдан Черно.Аз.мор.трану НКПС. 05.1921 г. увели на ремонт на Одесский СРЗ.
С 06.1921 г. переименован в «ФЕОДОСИЯ».
С 17.03.1922 г. в подчинении Черноморо-Азовского округа мор.сообщений НКПС. С 13.06. 1922 г. в Черноморо-Азовском гос.мор.пароходстве Центрального правления Гос.торг.флота. Приписка Одесса. № 7.Выйдя из ремонта, до конца навигации сделал 1 рейс на Крымско - Кавказской линии. Стоимость на 1923 г. 76855 руб.
С 18.07.1924 г. числится в АО «Сов.торг. флот» -ЧАГК. В нач.08.1924 г. среди пассажиров привез в Мариуполь писателя К.Паустовского. На рейде у устья р.Кальмиус сгрузил пассажиров и взял груз сена с баржи подведенной букс. п / х. «ТАГАНРОГ».
С 13.01.1927 г. у АО «Сов.торг.флот»-АГК. Оценка на 1927 г. 287800 руб.
Феодосия, Ялта Крым 1928г.jpg
С 1929 г. работает на линии Ростов-на-Дону - Мариуполь. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.01.1930 г., в составе СТФ сдан Всесоюзному Обществу Мор.Трана НКПС по балансу на 01.01. (опубликовано 01.03.1930 г.) войдя в Черноморское управление Всесоюзного объединения мор.транспорта. С 30.01.1931 г. подчинен Нар.ком.вод., войдя в состав Черноморского управления «Сов.торг.флот». По приказу Нар.ком.вод. от 31.12.1932 г. с нач.1933 г. вошел в Черноморское управление ВО «Мор.флот». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.03.1934 г. подчинен Цу.мор.флот. Приказом НКВТ № 93 от 26.03.1934 г. вошел в Черноморское управление сухогрузного и пассажирского флота. 1934 г. прошел новый ремонт и после него с 1935 г. в работе. За ударную работу в 1935 г. команде дали премии.
Феодосия Черное море 1935 г..jpg
В 1936 г. включили в Азовское гос.мор.пароходство. Приписка - Ростов-на-Дону. Беря 239 пассажиров, стал на линию Ростов - Ялта.07.1937 г. привез в Мариуполь 18 моряков с потопленного итальянской п. л. на выходе из Дарданелл сов. п / х. «БЛАГОЕВ». 09.04. 1939 г. в составе пароходства подчинен НКМФ. С 22.04.1940 г. как «ГЕОРГИЙ СЕДОВ».
В нач. ВОВ был на ремонте в Таганроге. 06.07.1941 г. включен с пароходством в Черноморско-Азовское бассейновое управление. Вскоре призван и 27.07. зачислен как тр. ЧФ надеясь окончить ремонт и ввести в строй. 12.10.1941 г., из-за невозможности вывода, при отходе советских войск корпус подорван и затоплен экипажем в Таганроге. Поднят герм. саперами 23.03.1943 г. и 28.08.1943 г. уведен на буксире как «THEODOSIA» в румынский порт Sulina. Затем стал на ремонт в Constanta (данные о получении имен «РLOESTI» и «JANINA» и работе на германских военных перевозках по Черному морю не верны).
29.08.1944 г. захвачен советскими войсками в Констанце и вскоре уведен в п. Севастополь.
К концу 05.1945 г. числится как корпус № 29 в подчинении АСС ЧФ.
1946 - 1949 гг. как «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» по проекту ЦПКБ-3 на Туапсинском СРЗ прошел капитальный ремонт с удлинением корпуса и изменен вид.
Г.Седов Возрождение.JPG
Войдя в состав АМП после ремонта, с 1950 г. рейсы Ростов - Керчь, с 1952 г. линия Мариуполь - Сочи.15.03.1953 г. подчинен с пароходством ММРФ. С 07.1953 г. в Азовском рай. управлении Черноморского ГМП.25.08.1954 г. в его составе подчинен ММФ.1954 г. при новом ремонте 2 ПМ сменили на 2 дизель-генератора. Приказом ММФ № 41 от 16.02.1959 г. АРУ ЧГМП стало Аз.управлением ЧГМП. Работал на той же линии.
Теплоход «Георгий Седов».jpg
В нач.60- х гг. как учебное судно передан Ростовскому мореходному училищу. Приписка в 1964 г. п.Жданов.
Георгий Седов п.Сочи 1963 г..jpg
С 1965 г. база Новороссийского учебно-курсового комбината управления нефтеналивного флота.
После ремонта в конце 60- х гг. на з-де. имени 61 коммунара (Николаев) с 01.1968 г. как учебное судно морской школы (детской флотилии) в Николаеве. В Регистровой книге 1970 г. числится еще как грузо – пассажирский т / х.
1978 г. списан, но стоял у стенки мор. школы до 1989 г.
1989 г..png
В 1990 г. уведен на Черноморский судостроит. завод (ЧСЗ).
В 1991 г. продан в Грецию на слом, и придя туда, вскоре разобран на металл.
верфь 1515 т. / 858,94 брт. / 507,05 нрт. 71,64 / 74,8 - 9,51 - 1,76 / 3,04 м. (235,8 - 31,3 - 5,75 / 10 фут.). 2 ВТР 200 нлс. / 900 л.с. 1100 миль. 12 узл. 27 чел. 36 пассажиров 1 класса. 572 палубных / 1904 г. 48 1 класса, 40 2 класса. 56 3 класса. / 1907 г. 36 1 класса. 36 2 класса.77 3 класса. После перестройки 114 каютных. 56 палубных.
1939 г. 859 брт. / 624 - 230 двт. (после перестройки) / 521 грт. / 507 нрт. 9,3 узл.
1955 г. 1325 т. / 1163 брт.76,85 - 9,45 - 2,85 м. 2 дизель-генератора по 719 л.с. 13,5 узл. 24 1 класса, 32 2 класса. 58 3 класса и 56 палубных пассажиров.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.