metafizich писал(а):В этом истчнике кстати указано
Вообще-то к Википедии нужно относиться с осторожностью и критично. Сама по себе статья о мариупольском трамвае в Википедии не является источником. В ней, как и во многих других, как под копирку писаных статей, есть искажения. Кое-что взято у Бурова, кое-что у Василенко, что-то писано Олегом (Olegzima).
По поводу Х или 2М пишется следующее: "Первый (моторный) трамвай (
открывали движение 6 вагонов киевского завода имени Дзержинского - тогда ещё мастерские Домбаля), украшенный флажками и лентами с надписью "Первый трамвай", вёл лучший выпускник курсов водителей ватман (то есть вагоновожатый) Алексей Оберемок...". "...В дальнейшем путь трамвая строился заводом имени Ильича и методом народной стройки по улице Весёлой (сейчас - Ильичёвский отрезок проспекта Металлургов) и Ильича с оборотным кольцом у нынешней площади Левченко. Протяжённость этой линии 6,6 км по оси улиц (10,7 км в однопутном исчислении), которая была пущена
в 1934 году. Ходили 8 трамвайных поездов жёлто-красного цвета Х+М (до начала войны поступили еще 12 Х, 7 М и один Киевский 4-осный вагон)". Исходя из этого источника (
http://transport-mrpl.narod.ru/history/chronology/1931_1940.html) можно сделать вывод, что в 1933 г. первыми трамваями были 2М (мастерские Домбаля) - 6 шт., а уже с 1934 начали ходить Х+М - 8 шт.
По поводу маршрута "Гавань Шмидта-ул. Франко". Если с Гаванью Шмидта все понятно, то с ул. Франко не все так ясно. Если говорить об ул. Франко, как о конечной остановке с кольцом, то это не место пересечения ул. Франко с ул. Варганова, а именно район Новоселовки (пересечение ул. Франко с пр. Шевченко). Ветка на Варганова и депо №1 были также построены в 1933 г., но к 1 мая возможно были еще не готовы, иначе для чего нужно было временное депо на Шевченко/Артема. Там, где говорится, что "первый трамвай двигался от водонапорной башни по Пожарному переулку (сейчас - ул. Варганова)" хорошо было бы подтвердить какими-нибудь фактами (не Вам, а автору статьи). Может быть первые трамваи середины и конца 1933 г., но не тот самый первый трамвай, перед которым разрезали красную ленточку.