Спасибо, metafizich, за схемку! Хотя она не раз уже публиковалась на Форуме, но в этот раз она оказалась весьма кстати, во всяком случае для меня. Дело в том, что на схеме четко обозначена остановка "Центр", видно ее конкретное место и то, что отправление с нее было строго по расписанию. Раньше я на это внимание не обратил, считал что слово "Центр" относится не к названию остановки, а в целом к району. А сама остановка, как мне казалось, находилась в районе нынешнего храма на Варганова. Теперь все становится на свои места и можно определенно точно представить как проходили маршруты в исследуемый нами период 1954-1969 г.г.metafizich писал(а):Схема для наглядности.
Итак, понятно, что ветка "Депо-Варганова-Энгельса-Донбасская" была проложена в связи с переносом линии с Ленина на Донбасскую в 1954 г. Для меня не понятно было лишь то, что можно было провести маршрут по кольцу вокруг сквера, дальше вниз по Артема и вправо на Донбасскую. Оказалось, что сделать это было невозможно, т.к. по линии от кольца вниз по Артема проходили еще другие маршруты (№№1, 2). Поэтому, для того, чтобы трамваи ходили в двух направлениях (прямо по Артема и вправо по Донбасской) необходима была установка стрелочного перевода. Но установить стрелочный перевод было невозможно из-за автомобильной проезжей части. Автоматического стрелочного перевода (с электроприводом) в то время, возможно, еще не было, но и в этом случае такой стрелочный перевод явно мешал бы автомобильному движению. Необходим был такой вариант, чтобы рельсы пересекались друг с другом (так называемое глухое пересечение), без необходимости установки стрелки. Это возможно на перекрестке Донбасская-Артема, что и было исполнено в 1954 г. Это были перекрестные рельсы без поворотов вправо-влево.
продолжение следует...