Это фото уже было на форуме, но в другой теме. Если никто не против, я его здесь продублирую, и дополню снимком сделанным в 2012 году.
1944 год:
2012 год:
Приведу выдержку из статьи "Инженерные сооружения мариупольского вокзала" в газете "Голос строителя" №38 от 26.09.2009 года:
"В 1878 году,- пишет Эдуард Воробьев, - от станции Еленовка началось строительство ветки Константиновской железной дороги. В 1882 году она дотянулась до Мариуполя. И в это же время было завершено строительство вокзала с первым вариантом водонапорной башни...
...Не меньший интерес с точки зрения строительного искусства представляет кирпичная водонапорная башня высотой 20 метров и наружным диаметром 6,6 метра, рассчитанная по всем правилам классической строительной механики. Изящная кладка из красного кирпича, отсутствие в ней трещин даже спустя столько лет, аккуратная расшивка швов радуют глаз и сегодня...
...Как я уже упоминал, до нас дошел второй вариант башни. Первый, построенный в 1882 году, вскоре был разобран в связи с недостаточной мощностью. Судя по дошедшим до нас документам, и это сооружение отличалось высокой эстетичностью и отменным качеством кладки..."
Еще хочу обратить внимание, на близость башни к берегу моря, на фото 1944 года это очень хорошо видно.
Несколько раз слышал рассказы о том, что в довоенные годы уровень моря иногда поднимался настолько, что заливал станционные пути.
Единственное письменное упоминание о таком случае я нашел в автобиографии художника Петра Жигомонта, некоторое время жившего в Мариуполе, вот что он пишет:
"Вспоминаю жуткую ночь наводнения. Все паровозы, сколько их было на станции беспрерывно давали гудки тревоги. С моря дул сильный ветер несколько дней и вот вода стала заливать всю «Нахаловку» — рыбацкий поселок, «Жабовку» и весь железнодорожный поселок. Это было в 1924 г. "
За водонапорной башней проходил еще один путь, отделявший ее от берега моря, на фото 1954 года на нем как-раз стоит паровоз С-77, а левее за тендером видна часть башни. Путь этот сохранился, но уже не используется.