С 1954 года в СССР в эксплуатацию были введены новые цельносварные дизель-электрические ледоколы с четырьмя гребными винтами. Первый из этих ледоколов - "Капитан Белоусов", построенный в Финляндии по заказу СССР, спущен на воду 15 декабря 1953г. Наибольшая длина его составляла 83,16 м., ширина 19,4 м., высота борта до верхней палубы 9,5 м., средняя наибольшая осадка 7 м., водоизмещение 5360 т., мощность гребных винтов - 10500 л.с. На 1 т. водоизмещения корабля приходится 1,96 л.с. Новый ледокол имел два кормовых и два носовых винта. В начале 1955 года им пополнился флот Мурманского государственного морского арктического пароходства.
Опыт эксплуатации ледокола во льдах Финского и Рижского заливов показал, что носовые винты эффективно обмывают обе скулы корабля, в связи с чем давление масс льда на корпус значительно уменьшается, а разламывание льда облегчается. Кроме того, принятое на "Капитане Белоусове" расположение гребных винтов увеличивало его маневренность.
Впервые вышедший в 1955 году на трассы Северного морского пути ледокол провел и отбуксировал во льдах большое количество судов. В эту арктическую навигацию мурманские ледокольщики в целом провели втрое больше транспортных судов, чем в навигацию 1954г.
Ледокол стоял у Новой Земли. 30 июля на леднике земли Георга разбился вертолет, перевозивший полярников с одной станции на другую. Когда он вылетел, резко изменилась погода. Лег сильный туман, пропала видимость. Пытаясь сесть, вертолет ударился о скалу. Погибли при аварии пилот и бортмеханик. После получения известия, с "Капитана Белоусова" шесть раз направлялись экспедиции на поиски, но они были безрезультатны. Седьмую возглавил старпом. 5 августа оставшиеся в живых, раненые восемь человек были обнаружены и спасены командой с л/к "Капитан Белоусов". После эвакуации людей, имущества Вавилов еще раз отправился в район катастрофы и далеко в стороне от места трагедии обнаружил в снегу женщину с перебитыми ногами. Она прикрыла ребенка, который еще не успел замерзнуть. Спасли и их. Впоследствии Евгению Анисимовичу была капитаном объявлена благодарность "за активное участие в поисках людей и имущества, их эвакуацию с потерпевшего аварию вертолета".
В июле 1956г. "Капитан Белоусов" планово заходил в Хельсинки.
Арктическая навигация 1956 года из-за крайне сложной ледовой обстановки, какой не наблюдали с 1937г., началась на месяц позже, чем в предыдущем году. В августе в Арктике стояла уже настоящая зима. Появлявшиеся разводья тут же покрывались льдом, быстро заносимым снегом. Возвращение судов из Арктики из-за наступившего сильного похолодания началось уже в начале октября. Ледовая обстановка была настолько трудной, что ледоколам приходилось выводить суда по очереди на коротком буксире. Все это крайне затруднило доставку грузов в Арктику, вызвало ледовые повреждения судов.
Арктическая навигация 1957г. также проходила в сложных условиях. Особенно тяжелой была ледовая обстановка в море Лаптевых. Под действием ветров от северных румбов льды центрального полярного бассейна спустились далеко к югу и закрыли судоходную трассу. О безледокольном плавании не могло быть и речи. Более того, суд а двух первых караванов не столько шли за ледоколами, сколько вынуждены были дрейфовать вместе со льдами на юг. Напряженно трудились ледокольщики и моряки транспортных судов пароходства.
В конце навигации штаб морских операций был вынужден оставить в различных пунктах Арктики на зимовку несколько транспортов и ледоколы "Капитан Белоусов", "Капитан Ворони" и "Сибиряков". В сложных ледовых условиях при проводке последних судов они получили повреждения винтов и стали во льдах неподалеку от Тикси. Это была "последняя зимовка" ледоколов в Арктике. Здесь решено было произвести их ремонт и подготовку к очередной навигации. Самолетами доставили из Мурманска необходимые запасные части, оборудование, инструменты. В лютые 45-тиградусные морозы, в полярную ночь начались эти беспримерные в истории полярного мореплавания работы вдали от портов и ремонтных баз. Операцию возглавил на месте гл. инженер пароходства С.Н. Кузнецов. Предстояло на плаву сменить два гребных вала и семь винтов. Каждый из валов весил около 8 т. и располагался на несколько метров ниже ватерлинии. Тщательно была продумана технология ремонта, составлен четкий график работ. Здесь-то и пригодился Кузнецову опыт беспрецедентного ремонта на плаву ледокола "И. Сталин" в 1941г. Коченели руки и ноги у работавших в ледяной воде водолазов, смерзались воздухопроводные шланги. Но Н.М. Тюриков, С.Я. Неумоин и другие специалисты-подводники не выходили из воды, не выполнив сменного задания. Экипажи судов под руководством капитанов В.И. Поташникова, Ю.К. Хлебникова и Е.А. Вавилова зачастую работали в пургу, продолжавшуюся по 6 - 9 дней. Героически трудились механики С.А. Малаховский, В.А. Шестаков, Б. Федоров, моторист А.К. Монахов, матрос Н.Р. Киселев. В труднейших условиях все ремонтные работы были успешно завершены на 15 дней раньше графика.
http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=795