Объемы пассажирского сообщения на Азовье все время росли. Очень популярными были морские путешествия на Кавказское побережье.
В тридцатые годы прошлого века возникла необходимость в более комфортабельных, современных по тем временам теплоходах. На линию Ростов –Батуми вышли
«А.Чехов» и «Н.Островский».
А. Чехов.jpg
Вот, что пишет о них Ю.Н.Трифонов: « В Центральном бюро морского судостроения по заказу Совторгфлота в 1925-26 годах спроектировали сравнительно мелкосидящие (3,94 м) товаропассажирские теплоходы для Азовско-Черноморской линии. Их проектное водоизмещение составляло 2400 тонн (2121 брт), дедвейт 742 т, длину 79,9 м, ширину 12,00 м. и осадку 3,60 м. Они должны были размещать на борту 24 человека в 1-м классе, 76 человек во 2-м классе, 245 человек в 3-м, а также 50 палубных пассажиров. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Двухвальная силовая установка, состоящая из двух главных двигателей-дизелей марки 4S47 (2х715 л.с.), построенных на паровозостроительном заводе по системе Зульцера в Харькове, обеспечивала судам скорость в 11 узлов.
Заказ на постройку был передан на Севастопольский морской завод, где 1 августа 1928 года были заложены два теплохода по указанному выше проекту. Головное судно «ДЕЛЬФИН» (строительный № 81) водоизмещением 2400 тонн, длиной 75,99 м, шириной 11,92 м. и осадкой в полном грузу 3,94 м. 25 января 1929 году было спущено на воду и 27 июля 1931 года сдано заказчику. Судно имело 342 каютных места и могло дополнительно принимать до 155 туристов на палубы. Экипаж 94 человека.
Дельфин 1931г..jpg
Второй теплоход «ЧАЙКА» был сдан заказчику 2 декабря 1931 года. В 1934 году он был включен в состав Азовского пароходства, портом его приписки стал Ростов на Дону. В 1936 году теплоход «ДЕЛЬФИН» был переименован, получив новое имя – «АНТОН ЧЕХОВ». С начала эксплуатации теплоход был поставлен на экспрессную грузопассажирскую линию и совместно с однотипным теплоходом «ЧАЙКА» начал совершать регулярные рейсы между Ростовом на Дону и Батуми с заходом в промежуточные порты. В его каютах и на палубе чаще всего можно было встретить курортников, любителей увлекательных путешествий в теплых водах Черного моря.
С 12 августа 1941 года он стал санитарным транспортом – плавучим госпиталем. Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. «АНТОН ЧЕХОВ» доставлял в Одессу медикаменты и продовольствие, вывозил из осажденного города раненых бойцов, эвакуированное население. Вместо обычной нормы – 500 пассажиров – теплоход брал в рейс 1000 и более человек. Судно вооружили, установив на нем 4 зенитные пушки и 2 крупнокалиберных пулемета.
С октября 1941 года теплоход совершал рейсы в Севастополь, откуда перевозил раненых в Новороссийск и Батуми. Затем в начале 1942 года под бомбежками плавал в Керчь и Камыш-Бурун. Всего судно выполнило 39 эвакорейсов. Из Одессы 9 (2038 чел.), из Севастополя 19 (5753 чел.) и с Керченского полуострова 11 (5041 чел.). 14 апреля 1942 года теплоход очередным рейсом шел из Туапсе в Камыш-Бурун с пополнением и боеприпасами. На подходе в одной миле от порта он подорвался на мине. Взрывом оторвало полубак и «АНТОН ЧЕХОВ» сел на грунт. Погибло более 230 человек, в том числе 30 человек команды, до последней минуты боровшихся за живучесть судна. Впоследствии на незатопленной части судна был развернут наблюдательный пост, который постоянно подвергался авиационным налетам и обстрелам артиллерии противника.
Теплоход «Антон Чехов» затопленный у Керчи. Снимок сделан в мае 1942 года с германского разведывательного самолета. (45º14´N-36°27´E)
А.Чехов 1942г..jpg
В 1961 году кормовая часть судна была поднята и в 1962 году сдана на металлолом. До 1965 года были подняты все оставшиеся под водой металлоконструкции погибшего теплохода.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.