ЗАЛЕССКИЙ Н.А.в книге "ОДЕССА" ВЫХОДИТ В МОРЕ, 1987 пишет: Пароход "Митридат", выходя из Керчи, через 28 ч (при противном ветре через 35 ч) приходил в Таганрог, а затем за 9 ч совершал плавание до Ростова. По возвращении в Таганрог он выходил в обратный рейс в Керчь. Туда он прибывал ко времени отхода парохода на Одессу, что давало возможность пассажирам в случае необходимости следовать далее в Ялту и Одессу. Впоследствии "Митридат" стал заходить в Бердянск и Мариуполь (В 1827 г. был основан город Новонагайск, переименованный в 1835 г. в Бердянск. Там же соорудили деревянную пристань на сваях, которую в 1841 - 1864 гг. удлинили на 194 м. Мариуполь основали переселенцы из Крыма в 1779 г.), необходимость же захода в Ростов отпала, так как по линии Таганрог - Ростов стал ходить вначале пароход "Донец", а затем и пароход "Ростов". Стоимость проезда на "Митридате" от Керчи до Таганрога (в руб.) (Так как на "Митридате" кают 2-го класса не было, то пассажиры должны были находиться на шканцах или в кают-компании): 1-й класс - 25, 2-й - 15 и 3-й (палубные места) - 5 руб.
Название "Митридат"
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 6 февраля 1837
Дата спуска на воду 24 июля 1837
Дата готовности апрель 1839
Место постройки Одесса
Водоизмещение, т -
Главные размерения, м длина 41,1
ширина 6,6
осадка 1,37
Мощность машин, л. с. 70
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Построен корабельным инженером А. С. Акимовым для плавания по Азовскому морю, две машины завода Берда с парохода "Одесса", один железный паровой котел, построенный в Одессе. Плавал до 1845 г.
К сожалению, "Митридат" плавал недолго: около пяти лет и уже к 1 января 1845 г. стоял на приколе в Практической гавани Одессы, а по азовской линии ходил "Наследник".
«Пароход «Митридат», ходивший между Керчью и Таганрогом, по-прежнему прибывал в Керчь к приходу парохода из Одессы с целью передачи, в случае необходимости, пассажиров и грузов. С конца июля 1846 г. по этой линии стал ходить новый пароход "Бердянск", а затем вместо него однотипный ему пароход "Таганрог". Из Керчи пароход отходил каждые две недели в 6 ч утра и заходил в Бердянск и Мариуполь. Весь рейс из Керчи в Таганрог занимал двое с лишним суток. Стоимость проезда из Керчи в Таганрог теперь была уже другой (в руб.): 1-й класс - 14, 2-й - 9 и 3-й - 3,5.
В 1848 г. был основан портовый город Ейск, где в мелководном лимане построили на козлах деревянную пристань и выдвинули ее от берега Ейской косы на длину около 215 м, до глубины 1,2 м. После 1848 г. пароходы, следовавшие из Керчи в Таганрог, стали заходить не только в Бердянск и Мариуполь, но и в Ейск.»
корабли в порту Таганрог 1900-е.jpg
Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог»
Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог» По заказу Новороссийской пароходной экспедиции на судоверфи в Англии был построен и в июне 1846 года передан заказчику плоскодонный колесный пароход «Таганрог» предназначавшийся для плавания в Азовском море.С августа 1846 года пароход начал эксплуатироваться на грузопассажирской линии между Керчью и Таганрогом с заходом в Бердянск и Мариуполь. С мая 1847 года по 1849 год «Таганрог» ходил между Одессой и Херсоном с заходом в Очаков. В начале навигации 1854 года, после зимовки в Севастополе, «Таганрог» прибыл в Керчь. В конце апреля он вышел первым рейсом на Таганрог, однако 30 апреля у судна произошла поломка машины. На буксире однотипного парохода «Бердянск», «Таганрог» вернулся в Керчь для ремонта. Во время Крымской войны пароход был затоплен, а по ее окончании поднят и в мае 1857 года, после расформирования Новороссийской экспедиции, приобретен РОПиТ. Портом его приписки осталась Одесса. Под прежним наименованием судно стало эксплуатироваться на Черном и Азовском морях. В 1875 году судно списали и в 1876 году переоборудовали в водоналивной бот.
berdansk.jpg
Название "Таганрог" (железный)
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 1845
Дата спуска на воду -
Дата готовности июнь 1846
Место постройки Англия
Водоизмещение, т 263
Главные размерения, м длина 45,7
ширина 5,8
осадка -
Мощность машин, л. с. 90
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Прибыл из Англии в Одессу 23 июня 1846 г. Построен для плавания в Азовском море. Механизмы те же, что и на "Бердянске". Продан РОПиТу в 1857 г. В 1876 г. переделан в водоналивной бот
Название "Бердянск" (железный)
Владелец Новороссийская экспедиция
Дата закладки 1845
Дата спуска на воду -
Дата готовности май 1846
Место постройки Англия
Водоизмещение, т 263
Главные размерения, м длина 45,7
ширина 5,8
осадка -
Мощность машин, л. с. 90
Скорость, уз. -
Дополнительные сведения Прибыл из Англии в Одессу 10 июня 1846 г. Построен для плавания в Азовском море. Две машины с качающимися цилиндрами "Seaward and Capel", один железный трубчатый паровой котел. Сожжен в Керчи 12 мая 1855 г
«Наступивший 1854 год принес ухудшение военной обстановки: англо-французский флот не только вошел в Черное море, но союзниками было объявлено, что отныне русским военным судам запрещалось выходить из своих портов, в противном случае англо-французы будут принуждать их возвращаться в эти порты, вплоть до применения ими силы. Естественно, что теперь не могло быть и речи о регулярных пароходных сообщениях по Черному морю. В этом году пароходы ходили лишь по двум местным линиям: Таганрог - Ростов и Овидиополь - Аккерман. Правда, с началом навигации 1854 г. была сделана попытка открыть сообщение между Керчью и Таганрогом, для чего из Севастополя после зимовки в марте пришли в Керчь пароходы "Таганрог" и "Бердянск".»
Пароходы были довооружны и дооборудованы.
«Бердянск». 2 пушки.
Вооружение: два 3-фн фальконета.
«Таганрог». 2 пушки.
Вооружение: два 3-фн фальконета.
«Первым рейсом в конце апреля вышел из Керчи пароход "Таганрог", однако 30 апреля утром у него произошла поломка машины: сломался подшипник штока левого цилиндра, шток упал на дно цилиндра и повредил его и стенку цилиндра, сам же поршень дал трещины (напомним, что на этих пароходах стояли паровые машины с качающимися цилиндрами). Пароход дошел до Таганрога под парусами, а затем на буксире парохода "Бердянск" был доставлен в Керчь, где его машина поступила в ремонт. Комиссия, расследовавшая причины поломки машины, нашла, что "металл в изломах подшипника оказался неплотным, ноздреватым". Второй пароход "Бердянск" благополучно совершил два рейса в Таганрог, но во время пробы машины перед началом нового рейса на нем также произошла поломка машины: сломался подшипник вала левого цилиндра, поршень упал и повредил дно цилиндра.
1855 год принес России дальнейшее ухудшение обстановки на Черном море. Во-первых, 7 января союзники объявили о "строгой блокаде" всех русских портов Черного и Азовского морей с 20 января, а во-вторых, 12 мая значительный англо-французский флот вторгся в Азовское море. Неприятель овладел Керчью, бомбардировал Таганрог, большая часть русских пароходов погибла (была уничтожена самими экипажами). В этих условиях о пароходных сообщениях на Азовском море не могло быть и речи.
12 мая 1855 г. восемьдесят англо-французских судов подошли к Азовскому морю. Высадив десант в Камыш-Буруне, они заняли Керчь. Перед занятием города неприятелем стоявшие в порту пароходы "Могучий" (находился в ремонте) и "Донец" были уничтожены своими экипажами. Пароход "Бердянск" с архивами и денежными средствами города успел выйти из Керчи, но, преследуемый судами противника, также был уничтожен своим экипажем.»
Баржа «Таганрог» в составе Азовского флота до 1941 года.
Баржа "Таганрог"
Принадлежность СССР. По разным сведениям баржа №59, по другим "Болиндер №59". Свидетели утверждаю, что название у нее было "Таганрог". Согласно данным архива 27.12.1941. г. На переходе из Темрюка- к месту высадки десанта бухта Булганак, баржа №59 затонула от попадания авиабомбы. Погибло около 400 человек. По рассказам очевидца баржа стояла около берега и принимала на борт раненых для переправы в Темрюк. Днем она была атакована 3-я штурмовиками "Ю-87". В результате попадания баржа затонула. Через несколько дней местными жителями, с баржи крюками были подняты тела многих бойцов (благо встал лед) и захоронены в нескольких местах на берегу, рядом с местом катастрофы.
Координаты :
Глубина около 3-х метров.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
14.09.2021 г. Столице моего родного Приазовья, базовой Гавани Азовского казачества четыреста сорок пять лет! Юбилею посвящается.