Бронекатер проекта 1125

Список разделов Мариуполь Памятники Мариуполя

Модераторы: Байда, Katerinka, Роман

Re: ПАМЯТНИКИ Мариуполя

#1 Роман » 02.05.2012, 16:34

Изображение
В самом начале рассказа о памятном знаке морякам-десантникам хочу сделать некоторые пояснения:
По имеющимся данным определить со 100% уверенностью заводской номер, а следовательно и проследить всю боевую судьбу катера установленного в нашем городе у меня не получилось. Есть два варианта так сказать «свидетельства о рождении и трудовом стаже » БКА:
1. №15 (с 18.09.1942 г. №93, с 7.03.1944 "БК-93")
Заводской № 386. Заложен в 1941 г. (Зеленодольск), спущен весной 1942 г., вст. в строй осенью 1942 г. и 27.10.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. 14.09.1943 г. перечислен в Днепровскую флотилию. Участвовал в обороне Сталинграда, Белорусской 23.06 - 29.08.1944 г. и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 г. наступательных операциях. 21.11.1958 г. переоборудован в водолазный рейдовый бот и получил обозначение "ВРД-364".
2. №34 (с 18.09.1942 г. №103, с 16.11.1942 г. №51, с 12.12.1942 г. №44, с 7.03.1944 "БК-44")
Заводской №387. Заложен в 1941 г. (Зеленодольск), спущен весной 1942 г., вст. в строй осенью 1942 г. и 27.10.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. 14.09.1943 г. перечислен в Днепровскую флотилию. Участвовал в обороне Сталинграда, Белорусской 23.06 - 29.08.1944 г. и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 г. наступательных операциях. 7.04.1956 г. исключен из состава ВМФ и сдан в отдел фондового имущества. 21.11.1958 г. переоборудован в водолазный рейдовый бот и получил обозначение "ВРД-363". После вывода из эксплуатации установлен в качестве памятника в г. Жданов (Мариуполь).
___________________________
В этом есть небольшой, но всё-таки плюс: оба катера получили жизнь в одно и то же время, на одном и том же заводе. Вступили в строй, бок о бок участвовали в боевых операциях, вышли «на пенсию» и занялись одним и тем же делом. Поэтому, во избежание путаницы, возьму на себя смелость считать катером установленным в г. Мариуполе катер БКА-44(по умолчанию).

Немного истории

У каждого корабля, как и у каждого человека своя, неповторимая судьба. Бронекатер проекта 1125 с заводским номером 387(по другим данным№386) коснулся водной глади впервые в 1942 году в Зеленодольске. 27.10.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С 14.09.1943 г. в составе 2-го гвДнБКА передан в состав Днепровской флотилии.

Изображение
Бой у Паричской переправы
В составе Днепровской военной флотилии он носил обозначение «БК-44», после Березины действовал на реках Западной Белоруссии . Летнюю кампанию 1944 г. наши БКА заканчивали уже в Польше. Доставленные по железной дороге из Пинска корабли выгружались в Треблинке, все видели фабрику смерти, устроенную здесь гитлеровцами.
К линии фронта - устью реки Нарев, катера спускались по Западному Бугу. Вследствие резкого падения уровня воды они не могли преодолеть многие из перекатов. Приходилось разгружать их, снимая боеприпасы и топливо, буксировать идущим по берегу трактором. БКА участвовали в высадке десантов, поддерживали артогнем идущие на запад армейские части, брали город Сероцк, штурмовали крепости Зегже и Дембе.
В Берлинской операции БКА 2-го гвардейского дивизиона принимали самое непосредственное участие. Во время мощного артиллерийского наступления на Кюстринском плацдарме они часами вели огонь из всех орудий; затем БКА высаживали десант в районе Хохензаатена, прорвавшись в тыл противника на десятки километров.

Изображение
Катера в Берлине

Бронекатера 1-го дивизиона Днепровской флотилии осуществляли переправы наших войск через Одер, а затем вышли в Балтийское море в районе Свинемюнде.
Когда в послевоенные годы Днепровская флотилия была расформирована, этот бронекатер в 1953 году был переброшен на Дунай, где, впрочем, прослужил недолго, и уже в 1956-м был исключён из боевого состава Черноморского флота. В 1958 году стоявший на приколе герой речных сражений минувшей войны – бывший бронекатер «БК-44» - был переоборудован в рейдовый водолазный бот. Полтора десятилетия этот боевой корабль под новым обозначением «ВРД-363»(по другим данным "ВРД-364") служил в системе Аварийно-Спасательной Службы Советского Военно-Морского Флота.

Бронекатера проекта1125

Изображение



Пректирование малых бронекатеров пр.1125 велось ленинградским Речсудопректом. Главным конструктором был Ю.Ю.Бенуа. Но каждый завод, а их было 5 (Пермь, Зеленодольск, Сталинград, Киев, Астрахань) и условия военного времени вносили свои коррективы в оснастку катера, в его вооружение.


Начнём с сердца катера – его двигателя.

Изображение
Первые серии катеров пр. 1125 оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель ГАМ-34 (глиссерный Александра Микулина) был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиационного двигателя АМ-34. (К 1942 году в Зеленодольске запустили цех по переделке выработавших свой ресурс авиационных двигателей АМ-34РНБ в судовые с реверсивными муфтами).В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. Согласно инструкции завода № 24 (изготовителя двигателя) разрешалось иметь число оборотов свыше 1800 в течение не более одного часа, и то только в боевой обстановке. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу — 1200. Время работы двигателя на задний ход — 3 минуты.
После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.
С 1942 года большинство БКА пр. 1125 оснащались импортными четырехтактными двигателями «Холл-Скотт» мощностью 900 л.с. и «Паккард» мощностью 1200 л.с.
Двигателями «Холл-Скотт» оснащались катера Зеленодольского завода, поэтому вполне возможно, что и на нашем катере был установлен именно такой движок..
«Иностранцы» были более надежны, чем ГАМ-34, но требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала и лучшего бензина (марки Б-87 и Б-100).
Моторы катера (а на катерах до 1940 года выпуска их было два- основной типа ГАМ-34 и мотор экономного хода ЗИС-5) охлаждались по замкнутому циклу –забортная вода в радиаторы поступала самотеком от скоростного напора в специальные водомаслянные радиаторы охлаждения. Машинное отделение оборудовалось углекислотной станцией пожаротушения.
Изображение

На бронекатерах пр. 1125 высота борта составляла 1500 мм, поэтому двигатель не удалось разместить под палубой. Тогда над машинным отделением предусмотрели местное возвышение высотой 400 мм. В машинном отделении располагались также бензогенератор типа Л-6, аккумуляторы
Для предотвращения взрывов паров бензина при повреждении топливной цистерны инженер Шатерников разработал оригинальную систему противопожарной защиты — отработанные газы охлаждались в конденсаторе и снова подавались в цистерну, разделенную на несколько отсеков, после чего удалялись за борт. Для снижения шумности применялся подводный выхлоп.



Корпус катера и оснастка

БКА пр.1125 представлял собой артиллерийский бронированный катер со стальным сварным корпусом с тунельной кормой и 8 переборками в корпусе. Бронирование катера клёпанное.
Деление на отсеки:

1 – форпик; 2 – кубрик; 3 – носовой пулемётный отсек; 4 –подбашенный отсек; 5 – отсек топливных цистерн; 6 – моторный отсек; 7 – кормовой пулемётный; 8 - камбузный отсек;
9 – ахтерпик.
Для уменьшения осадки корпусу придали большую полноту образований, обеспеченную прямостенными бортами с небольшими радиусами скруглений у скул и плоским днищем с открытым тоннелем для гребного вала. Корпус разделялся внутренними переборками, для внутреннего сообщения между которыми предусматривались лазы.
Изображение

Среднюю часть занимала бронированная цитадель, в которой размещался подбашенный отсек,моторное отделение, топливные баки. В районе топливного отсека защиту усилили – два броневых листа склёпывались между собой. Бронелисты служили палубным настилом и бортовой обшивкой, опускаясь на 200мм ниже ватерлинии.
Жилые помещения от настила пола до кромок подпалубного набора имели высоту до около 1150 мм. Выпрямиться, встав во весь рост, было нельзя. Палуба и борта изолировались крошеной пробкой. Вентиляция была естественной.
Жилые отсеки отапливались горячей водой от системы охлаждения двигателей и имели естественное освещение (бортовые иллюминаторы с водонепроницаемыми крышками) Имелась отдельная каюта для командира катера, кубрик команды всего на на 6 человек, так что приходилось размещать подвесные койки в обоих пулеметных отсеках.. Команда катера состояла из 10 человек – 1 офицера, 3 старшин и 6 матросов. В кормовой части был обустроен камбуз совмещённый с хозяйственным отсеком. Для улучшения бытовых условий в 1944 году Ю.Ю. Бенуа предложил устанавливать специально разработанные котлы-плиты, служившие и для отопления, и для приготовления пищи (вместо неудобных примусных плит). Они работали как на жидком, так и на твердом топливе и заслужили полное одобрение личного состава бронекатеров.
Бронекатера в принципе не предназначались для длительного пребывания на нем личного состава, тем более в отрыве если не от базы, то, по крайней мере, от берега. Хотя именно экипажи бронекатеров в полной мере испытали на себе все прелести обитания в крохотных помещениях, где далеко не везде можно было элементарно встать во весь рост.


С 1942 года( а значит и на нашем катере) полностью отказались от отделки внутренних помещений. Оцинковку и линолеумное покрытие палубы заменили покраской, дюралюминиевые настилы – стальными и даже фанерными, красномедные трубы стальными. В пожарной, оросительной и осушительной системах установили ручные насосы Гарда вместо электрических. Источники потребления электроэнергии свели до минимума – на некоторых отсутствовали даже прожектора. Отказались и от экономдвигателя – они были нужны для грузовиков. Ликвидировали электрокомпрессора и даже гальюн заменили на «выносное ведро». Зато увеличили бронирование в районе бензобаков до 14мм.
Изображение
Изображение
Изображение

Управление катером осуществлялось из броневой рубки, оборудованной переговорными трубами и машинным телеграфом. В лобовой стенке рубки имелось окно с триплексным стеклом. Кроме того, имелись иллюминаторы в задней стенке и броневых дверях рубки. Окна закрывались бронещитками с узкими смотровыми щелями. В боевых условиях это оказалось крайне неудобно, приходилось приподнимать щитки, открывать окна, выглядывать в приоткрытые броневые двери, что увеличивало потери в экипаже. Катера пр. 1125 оказались слабо защищенными, их броня выдерживала лишь попадания пуль нормального калибра на дистанциях более 100 м или крупнокалиберных на дистанциях более 200. Любой снаряд, фугасный или бронебойный при попадании в цитадель соответственно проламывал или пробивал броню, поражая личный состав и жизненно важные части катера. Так только на Балтике и Волге из погибших в 1941-42 гг. девяти бронекатеров, шесть потеряны в результате расстрела их артиллерией противника с дистанций в несколько сотен метров.

Руль был подвесным, балансирным, не выступающим за основную плоскость. БКА пр. 1125 имел один руль. Привод руля осуществлялся от ручного штурвала.
На БКА пр. 1125 в состав якорного устройства входил один якорь весом 50 кг, укладываемый на палубу



ВООРУЖЕНИЕ БКА ПР. 1125
Изображение

По первоначальному проекту БКА 1125 были вооружены 76-мм танковыми пушками обр. 1927/32 г. длиной в 16,5 клб. в башнях от танка Т-28. В некоторых документах эти пушки именуются 76-мм пушками КТ или КТ-28 (КТ — кировская танковая для танка Т-28). В конце 1941 — начале 1942 г. у стенки завода № 340 скопилось несколько катеров пр. 1124 и 1125 без вооружения. Их хотели даже вооружить башнями с трофейных немецких танков. Но, в конце концов несколько бронекатеров получили вместо танковых башен 76-мм открытые тумбовые установки с 76-мм зенитными пушками Лендера обр. 1914/15 гг.

Изображение


Изображение

Лишь в конце 1942 года на БКА стали поступать башни от Т-34 с пушками Ф-34, которые стали штатным вооружением БКА пр. 1125.
Пушка в башне имела максимальный угол возвышения 25-26°, что было крайне неудобно для БКА. Естественно, что угол возвышения увеличивался только для навесной стрельбы.
76-мм пушка обр. 1927/32 г. имела поршневой затвор и практическую скорострельность 2-3 выстр./мин. 76-мм пушки Л-10 и Ф-34 оснащались клиновыми полуавтоматическими затворами. На полигонном станке скорострельность Ф-34 достигала 25 выстрелов в минуту, а фактическая в башне составляла 5 выстр./мин. Все наши танковые пушки того периода не имели эжекционных устройств, и загазованность в башнях при частой стрельбе была крайне велика.

Изображение

Пулеметное вооружение БКА довоенных выпусков состояло в основном из 7,62-мм танковых пулеметов ДТ с воздушным охлаждением и магазинным питанием, и 7,62-мм пулеметов «Максим» с водяным охлаждением и ленточным питанием. Пулеметы ДТ размещались в танковых башнях от Т-28 и Т-34, а «Максимы» - в специальных пулеметных башенках. Таких башенок по проекту было три – над машинным отделением, над боевой рубкой, перед артбашней в носовой части катера. С 1941 года на некоторых катерах в пулеметных башнях «Максимы» были заменены 12,7-мм пулеметами ДШК.


В самом начале боевых действий выяснилось, что на БКА пр. 1125 прислуга носовой башенки с 7,62-мм пулеметом не может вести огонь одновременно с пушечной башней, расположенной непосредственно сзади. В связи с этим на строящихся катерах носовая башенка была демонтирована.
Изображение
Изображение
На этом фото видно заваренное место установки носовой пулемётной башенки.
Изображение

………..Поражённая в бою у Паричской переправы прямым попаданием вражеского снаряда пулемётная башня с бронекатера № 42 . (такими же башенками в том же бою 26 июня 1944 года был вооружён и наш катер) Одним из погибших был гвардии старшина 2-й статьи, командир отделения пулемётчиков бронекатера «БК-42» Владимир Иванович Цуркан. Уроженец села Новозарицкое, что в Одесской области Украины, он был призван местным, Фрунзовским райвоенкоматом на флот ещё до войны, в 1940 году, отличился в боях на Волге, за что был отмечен орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». После окончания боя за паричскую переправу, тело 23-летнего моряка было предано земле в братском захоронении на берегу Березины, у хутора Воротень вместе с другими павшими в тот день моряками-днепровцами. Когда в 1956 году, в ходе так называемого «укрупнения» братских захоронений по всей стране, останки погибших были перенесены из Воротеня в Паричи, имя В.И.Цуркана оказалось, к сожалению, почему-то «утраченным» и не появилось на плитах местного мемориала…

Изображение

Башня ДШКМ-2Б с двумя 12,7-мм пулеметами ДШК была специально спроектирована для БКА в ЦКБ-19 в феврале 1943 г. Пулеметы имели угол ВН -5°; +82°. Теоретически скорость ВН составляла 25°/сек., а ГН — 15°/сек. Но поскольку расчет башни состоял из одного человека, приводы наведения были ручные, вес качающейся части установки был 208 кг, а вращающейся части — 750 кг, то практическая скорость наведения была явно меньше. Установка ДШКМ-2Б имела прицел ШБ-К. Толщина брони — 10 мм. Общий вес башни — 1254 кг.Первые образцы башни были переданы в эксплуатацию в августе 1943 г.
Изображение
Изображение
турельные спаренные установки с 12,7-мм пулеметами ДШК

Кроме того, в 1943—1945 гг. на некоторых БКА были установлены турельные спаренные установки с 12,7-мм пулеметами (как отечественными ДШК, так и импортными «Кольт» и «Браунинг»). 12,7-мм башенные установки ДШКМ-2Б были неудобны для стрельбы по скоростным низколетящим самолетам, в этом отношении турельные установки были удобнее.
Так как сохранившиеся и восстановленные (на постаментах)катера – однополчане имеют на вооружении именно турельные спаренные установки, предполагаю, что к концу 1944 года и наш БК44 был перевооружён именно такими установками.
Изображение
Изображение

На корме хорошо просматриваются минные направляющие. На нашем катере видны следы от места установки таких же рельс.
Изображение

Оснащение минным оружием не предусматривалось. Но уже в первые дни войны моряки Дунайской флотилии ухитрялись подручными средствами ставить минные заграждения с БКА пр. 1125. На катерах, сдаваемых промышленностью с весны 1942 года, на кормовой палубе были установлены рельсы и обухи для крепления мин. БКА пр. 1125 — 4 мины. корабли построенные в Зеленодольске (а значит и наш катер)могли принимать на палубу до 6 мин «Рыбка» или «Мираб»
Только на Черном море БКА в 1941 году выполнили 84 минные постановки, а в 1943 году — 52 минные постановки.

Изображение

С 1942 года часть бронекатеров стали вооружать 82 мм реактивными установками М-8-М, тем более, что артиллерийских башен не хватало. Установки приняли на вооружение 29 ноября 1942г. Боекомплект составлял 100штук(24 на пусковой и 76 в стеллажах)

В результате получается такая картина:
Бронекатер БКА44 с 1942 по 1944 год(?) был вооружён:
1. Орудие Ф-34 в башне танка Т-34, калибр 76 мм.
2. Танковый пулемёт Дегтярёва в орудийной башне, калибр 7,62 мм., количество -1шт.
3. Танковый пулемёт Дегтярёва в башне ПБ-24, калибр 7,62 мм., количество башен – 2шт.
4. Минное вооружение: 6 мин «Рыбка» или «Мираб»
5. Кормовая дымаппаратураДА-Т4-БК.
6. Морские дымовые шашки(МДШ) – 12шт.




Бронекатер БКА44 с 1944 по 1956 год(?) был вооружён:
1. Орудие Ф-34 в башне танка Т-34, калибр 76 мм.
2. Танковый пулемёт Дегтярёва в орудийной башне, калибр 7,62 мм., количество -1шт.
3. Турельные спаренные установки ДШК ,калибр12,7-мм. , количество башен – 2шт.
4. Минное вооружение 6 мин «Рыбка» или «Мираб»
5. Минное вооружение: 6 мин «Рыбка» или «Мираб»
6. Кормовая дымаппаратураДА-Т4-БК.
7. Морские дымовые шашки(МДШ) – 12шт

Изображение



Состояние (внешнее) памятного знака «ВРД-346» в настоящее время:
1. Установленно: носовая спаренная установка автоматов , калибра 14,5 мм .,в башне 2 М - 6 - 2 (послевоенного производства – ставилась на катера пр.191, пр.192).(на месте орудийной башни СТЗ Т-34-76)
2. Кормовая спаренная установка автоматов , калибра 14,5 мм .,в башне 2 М - 6 - 2 (послевоенного производства – ставилась на катера пр.191, пр.192).(на месте турельной спаренной установки ДШК ,калибр12,7-мм)
3. Отсутствуют: орудие Ф-34 в башне танка Т-34, калибр 76 мм. ,две пулемётные спаренные установки(над рубкой и кормовая), оборудование для постановки мин, оригинальная мачта с сигнальными средствами, носовой флагшток, гребной винт, бронещитки на боевой рубке, леерное ограждение(вместо него грубо сваренная обриштовка из водопроводных труб), причальный брус вдоль бортов, якорь, вентиляционные трубы.Попадалась информация, что изменены и носовые обводы корпуса судна, но подтверждений этому у меня нет.


Особый интерес возникает к орудийной башне, установленной у СШ№26. Считается, что это орудийная башня с БКА44 – то есть с нашего, Мариупольского катера или такого же подобного.
Изображение

Но на самом деле картина несколько другая: орудийная башня установленная у СШ26 является орудийной башней МК-85. Разработки начались в 1944г. Опытный образец изготовили в 1946 г. и тогда же ее запустили в серийное производство - значит в боевых действиях она участия не принимала.
Изображение
Изображение

В МК-85 использовали качающуюся часть танковой пушки ЗИС-С-53, которой в то время вооружались танки Т-34-85.Но, учитывая единые корни, баллистика этой пушки полностью совпадала с баллистикой 90-К, боезапас также подходил. Угол вертикального наведения составлял77°. Вторым принципиальным отличием МК-85 от танковой пушки являлось наличие двух наводчиков – горизонтального и вертикального. Наконец установка сопрягалась со специально для нее созданными приборами управления стрельбой МБК. Эти ПУС обеспечивали стрельбу по видимой движущейся со скоростью хода до 60 узлов морской цели на дистанциях до 100 кб, по движущейся или неподвижной береговой цели на тех же дистанциях, а так же по пикирующему самолету способом завес с заранее установленными трубками при углах возвышения орудий до 60°. МБК вырабатывал данные центральной наводки и обеспечивал централизованное замыкание цепи стрельбы. В качестве резервной схемы в башнях имелись прицелы ПТМ, куда вручную вводились прицел и целик. Прибор управляющего огнем имел визирную колонку с биноклем 7x50 и ПАС.
Изображение

Монтировали такие башни на катера пр.191,пр.192, пр186. На катера пр.1125 такое вооружение (как и зенитные спаренные автоматы 14,5мм.) не устанавливалось.


Изображение


Заключение: корабль-ветеран не был сдан на «иголки», а стал одним из многих десятков кораблей-памятников на просторах бывшего СССР. Хотя сегодняшнее его состояние кроме слёз ничего не вызывает.
10 сентября 1974 года в тогдашнем Парке культуры и отдыха имени 50-летия Октября города Жданова (ныне – Приморский парк Мариуполя) был торжественно открыт мемориал героям-десантникам, основой которого явился бывший бронекатер «БК-44».
По проекту скульптора В.Л.Пацевича и архитектора В.С.Соломина он был установлен на бетонном постаменте в виде стилизованных волн Азовского моря, в нижней части которого была прикреплена мемориальная доска с надписью:
«Морякам-десантникам посвящается. В честь 30-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков».piccy


использованы материалы:http://moremhod.info/index.php?option=com_content&view=article&id=100+++&Itemid=29
http://www.atrinaflot.narod.ru/3_cutter ... 91m_09.gif" target="_blank" target="_blank
http://walkarounds.airforce.ru/navy/bk1125/index.htm" target="_blank" target="_blank
http://hobbyport.ru/ships/bka_1125.htm" target="_blank" target="_blank
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVO ... Kat001.htm" target="_blank" target="_blank
http://sovnavy-ww2.narod.ru/index.html" target="_blank" target="_blank
http://www.parichi.by/articles/2/29/" target="_blank" target="_blank
http://www.fotovalkirumodelism.com/index.php?cat=10" target="_blank" target="_blank
http://armor.kiev.ua/fleet/WWII/bk/" target="_blank" target="_blank
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#2 Роман » 04.08.2023, 10:30

Вынес старую заметку в отдельную тему. Попытаюсь восстановить и добавить фото.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#3 Роман » 04.08.2023, 11:23

Фото лета 2022 года
IMG_20220612_144815.jpg


IMG_20220612_145108_1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#4 Роман » 04.08.2023, 11:30

IMG_20220613_175528.jpg
IMG_20220613_175449_1.jpg
IMG_20220613_175652.jpg
IMG_20220613_175444.jpg
IMG_20220613_175347_1.jpg
в
IMG_20220613_175310.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#5 Роман » 04.08.2023, 11:34

Фото 2023 года

IMG_20230713_195610.jpg
IMG_20230713_195256.jpg
IMG_20230713_195246_1.jpg
IMG_20230713_195334_1.jpg
IMG_20230713_195208.jpg
IMG_20230713_195103_1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#6 Роман » 04.08.2023, 13:54

Мамонов Сергей Дмитриевич, в годы Великой Отечественной войны служил в Краснознаменной Днепровской флотилии (1271 плавбатарея) 1-го Белорусского фронта. После войны, в 1948 году , стал командиром БК 44.

Bo1tTJJL_o.jpg


J7HZo4LP_o.jpg


KLLHzNcZ_o.jpg


Утащил фото отсюда: https://www.moremhod.info/index.php/9-dnepr-content/225-dneprovets-mamonov
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#7 Роман » 04.08.2023, 16:32

223703.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#8 Роман » 04.08.2023, 16:50

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
я злопамятен, но когда мне отмщение - аз не воздам ибо ленив
Роман
Автор темы
Аватара
Репутация: 69 (+77/−8)
Лояльность: 250 (+263/−13)
Сообщения: 1993
Темы: 26
С нами: 13 лет 1 месяц

#9 varyag » 08.10.2023, 23:01

Спасибо за фото катера внутри,всегда хотелось попасть туда !
varyag
Репутация: 57 (+61/−4)
Лояльность: 22 (+22/−0)
Сообщения: 1008
Темы: 1
С нами: 8 лет 5 месяцев


Вернуться в Памятники Мариуполя

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей

cron